Губернатор вступил в должность, тут же объявил состав правительства, а через несколько дней – что правительство до 1 января будет реорганизовано. По существу, Андрей Никитин дал понять, что правительство, наделенное 15 октября всеми полномочиями, ВРЕМЕННОЕ.

Это, с моей точки зрения, оставляет надежды, что структура высшего органа исполнительной власти региона будет более стройной, а вице-губернаторы будут загружены пропорционально. Сейчас пропорции совершенно не симметричны.

 

Кто – в рост, кто – в дрова

Например, вице-губернатор Александр Дронов отвечает за транспорт, дорожное хозяйство, строительство и ЖКХ. Какой отрасли не коснись – клубок проблем. Не стану о дорогах, это у всех уже набило оскомину. Посмотрим показатели по строительству. За январь-сентябрь (к соответствующему периоду прошлого года) выполнено 72,4% стройработ. При этом в начале октября обеспеченность производственной программы договорами и заказами составляла 10 календарных дней, уточняет Новгородстат.

Не позавидуешь г-ну Дронову. Зато его коллега Игорь Верходанов обеспечивает взаимодействие правительства с органами правопорядка, общественной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и даже отвечает за мобилизационную подготовку. Иными словами: отвечает за связь с областными управлениями федеральных силовиков. Нисколько не сомневаюсь, что Игорь Васильевич, четверть века проработавший в органах власти то консультантом, то советником, то председателем комитета делопроизводства, то комитета по международным связям, обладает огромным опытом. К тому же, как учитель истории и обществоведения по первой профессии, он склонен к стратегическому осмыслению действительности, что позволяет эффективно поддерживать товарищей из УМВД, УФСБ и прочих. А если не позволяет, так и сами управятся…

Точно также с первыми вице-губернаторами. Сергей Сорокин должен координировать работу органов госуправления и внутренней политики, отвечает за информатизацию и развитие цифровой экономики, за предоставление государственных и муниципальных услуг, а также – обеспечивает деятельность губернатора и регионального правительства.

А Вероника Минина, ещё недавно исполнявшая в правительстве функции финансиста №1, спортсмена №1 и журналиста №1, брошена на координацию взаимодействия региональной власти с федералами. Видимо, там, в Москве, совсем от рук отбились, если на них замкнули Веронику Витальевну. Или, по-новгородски, даме «указали путь»?

Пожалуй, я слишком пессимистичен. Вот Евгений Богданов получил же Ж повышение (с главы экономического департамента до профильного вице-губернатора) на фоне катастрофических индексов промышленного производства по итогам трёх кварталов – 88,2% к уровню 9 месяцев 2016 года. И тенденции в нашей экономике таковы, что в июле-сентябре шло неуклонное снижение показателей: соответственно 93,2% - 92,3% – 91,8% к предыдущему месяцу. Третий квартал стал провальным. Рост продемонстрировал только руководитель экономического департамента.

 

Не так сели!*

Так или иначе, реформы неотвратимы. Хотя Андрей Никитин, похоже, ещё и сам четкого плана не имеет. На пресс-конференции 19 октября он сказал парадоксальное: «Количество заместителей губернатора сократится». И дополнение к ней: «Принцип формирования правительства был простой: разделение на функциональные задачи и процессные вещи», — мало что объясняет.

Если только г-н Никитин использует в своих принципах федеральное лекало, разделив полномочия между администрацией губернатора и правительством и заняв позицию «над схваткой». Может быть, это не совсем определение, но вы понимаете, читатель, о каком лекале я говорю: президент РФ, администрация президента, правительство РФ. Вот только не просматривается пока фигура регионального премьера, который бы не только председательствовал, но и управлял почти двумя десятками департаментов.

Напрашивается, фамилия «Сорокин». Но, по сути дела, это сегодня фигура умолчания. Г-н Сорокин до сих пор предоставлял всем нам право догадываться, о чём он недоговаривает. А правильнее сказать: о чем молчит. С его именем не связаны ни промахи власти, ни ошибки, но и к достижениям и успехам он не стремится себя приписать. В воздухе витает «серый кардинал». Но во главе правительства такой оставаться не может...

Если же г-н Никитин оставит за собой должности и губернатора, и главы правительства, к чему готовят общественность официозные СМИ, получится, что высокопоставленные фигуры в администрации и правительстве будут явно не самостоятельными, в чем-то даже декоративными. А отвечать за всё – перед самим собой – будет Андрей Никитин. В таком случае реформы, которые я здесь пытаюсь угадать, теряют свой высокий смысл.

Можно, конечно, взять флаг в руки, повесить барабан на шею и – навстречу бронепоезду! Тем более, что наставляя подчинённых на необходимость совершения подвига, Андрей Никитин и себя приговаривает к этой участи. Но нужен ли нам губернатор-мученик?

Нет! И Андрей Сергеевич против. Наша основная задача – «это привлечение инвесторов и создание новых рабочих мест». Так он раскрывает понятие подвига (в экономике).

 

Вместо эпилога

Все ли согласны? Это вопрос для эпилога. Нет, не все. Вот мэр областного центра уже завёл старую мелодию для флейты. «Для меня непонятна ситуация, когда деньги на дороги пришли из Москвы только 13 октября, то же самое и со школами. Это издевательство или нарочно делается, чтобы потом нам сказать, что мы не освоили», – высказался мэр 18 октября на «Новгородском портале». Дескать, не могли провести торги на ремонт дорог, не имея на руках 500 федеральных миллионов рублей. А зачем вам деньги вперёд, Юрий Иванович? Вы же рассчитываетесь с подрядчиками только по факту выполнения работ!

К тому же «Закон и Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержат ограничений в части возможности заказчиком объявлять торги или запрос котировок в отсутствие финансового обеспечения». Это из письма Минэкономразвития РФ «О разъяснении возможности проведения конкурсных процедур на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на следующий финансовый год до утверждения лимитов бюджетных обязательств» от 8 сентября 2009 г. № Д05-4387. Правда, с оговоркой, что «у заказчика при объявлении о проведении торгов или запроса котировок возникает обязательство заключить контракт с победителем торгов или запроса котировок на условиях, установленных в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении запроса котировок».

Многие городские контракты дорожников запланированы выполнением 31 октября. Так что, проведя аукционы в июне-июле, в мэрии могли бы сейчас готовиться к приёмке работ: обещанные президентом России деньги пришли своевременно. Или вы не поверили президенту?

Нет, дело не в вере, а в патологической страсти к болтовне. И не только на дорогах. К примеру, 20 октября обнаруживается (для общественности), что проектом строительства школы (на 1350 мест) в Псковском микрорайоне не предусмотрена… котельная. Вот это действительно издевательство. Причём премьер-министр России – в курсе, а мэр – не заметил!

*Фраза Бориса Ельцина, произнесенная 5 мая 1999 года на заседании с Правительством России.

**Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить слово всем заинтересованным в дискуссии сторонам.