Мэрия Великого Новгорода потратила семь месяцев на разработку стратегии развития города. И у неё ничего не получилось. 

В середине сентября мэрия Великого Новгорода официально уведомила новгородцев, что у их города нет будущего. Такой вывод прямо или косвенно следует из текста проекта «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования — городского округа Великий Новгород на период 2030 года», опубликованного на сайте городской администрации. Рассчитывая на то, что большинству горожан совершенно «фиолетово», есть ли у города стратегия или нет, чиновники мэрии решили «по-тихому» вынести на городскую Думу документ, который трудно назвать стратегией, как с точки зрения норм российского законодательства, так и с точки зрения существующих методов и практики стратегического планирования территорий. 

Оценивая «стратегические разработки» городских чиновников можно было бы подобрать слова и написать, что «данный документ требует серьёзной доработки» или нечто подобное. Но, если послать к чёрту политкорректность, то хочется назвать проект городской стратегии только одним словом — «халтура». Потому что представив на суд горожан подобный документ, руководство города продемонстрировало не только отсутствие стратегического мышления и коррозию управленческой системы, но и своё истинное отношение к нам, новгородцам. Это весьма прискорбно, потому что у мэра города Юрия Бобрышева был реальный шанс разработать стратегию развития Великого Новгорода совершенно иного качества. 

У консультантов по стратегическому управлению есть профессиональная поговорка — не важно, как ты начал, важно, чем закончил. Это выражение в полной мере относится к Юрию Ивановичу, потому что то, с чего он начал, инициировав в городе процесс стратегического планирования, и чем его закончил — это принципиально разные вселенные. В силу изменившейся политической конъюнктуры, мэр города был вынужден «убить» собственное детище, за которое он искренне радел и переживал. Я имею право так считать, потому что являлся одним из членов стартовой команды разработчиков и модератором первой городской сессии стратегического планирования. 

В январе этого года звёзды сошлись так, что люди, которым не безразлична судьба Великого Новгорода, оказались в кабинете мэра, чтобы обсудить перспективное развитие города. По итогам совещания мэром была поставлена задача сформулировать к осени реалистичную стратегию развития Великого Новгорода до 2030 года. 

В первую субботу февраля почти весь руководящий состав мэрии во главе с Юрием Бобрышевым собрался на первую сессию стратегического планирования города. На мероприятие также пригласили сенатора Сергея Фабричного, некоторых архитекторов и урбанистов из общественного движения «Новый город». Следует уточнить, что тогда губернатором был Сергей Митин, и словосочетание «стратегическая сессия» ещё не было, ни модным, как этой весной, ни ругательным, как сейчас, осенью. 

По итогам планирования у города появилась миссия, осязаемый контур перспективного развития и чёткий план, что делать дальше. Было решено, что стратегия должна стать документом общественного согласия, а её «заказчиком» — созданный под председательством мэра «стратегический комитет», состоящий из лидеров общественного мнения, экспертов и руководителей предприятий, являющихся ключевыми налогоплательщиками в городской бюджет. Юрий Иванович был воодушевлён, искрил идеями, и искренне верил в то, что у города теперь имеется вдохновляющий образ будущего. 

После назначения «технократа» Андрея Никитина врио губернатора Новгородской области оптимизма у команды разработчиков прибавилось, так как новый глава региона до этого возглавлял Агентство стратегических инициатив (АСИ) — главный «храм» стратегического планирования в стране. Как и предполагалось, Никитин в первые же недели «нагнал» в Великий Новгород разномастных стратегов, начиная со своих бывших подчинённых из АСИ, заканчивая консультантами двух американских консалтинговых компаний — Boston Consulting Group и McKinsey. Первая изучала стратегический потенциал области для доклада помощнику президента России Андрею Белоусову, главному лоббисту и поставщику «губернаторов-технократов» для администрации президента. Вторая помогала новой команде Никитина разрабатывать стратегию туризма региона. Модераторы АСИ разъехались по районам проводить стратегические сессии, Юрий Иванович готовился интегрировать городскую стратегию в областную, о чём даже объявил на выездном заседании Правительства региона 23 мая. 

Всё пошло наперекосяк, когда официально стартовала избирательная кампания Андрея Никитина. Московские политические консультанты из Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), вероятно, решили, что наработки АСИ, американских консультантов и местных экспертов никуда не годятся для проведения «победоносной» кампании своего клиента, и явили новгородским избирателям шаблонный продукт под названием «Стратегия пяти шагов». Так уж повелось, что свои «пошаговые стратегии» руководитель АПЭК Дмитрий Орлов навязывает во всех территориях, куда ступает его нога. Количество шагов, при этом, варьируется от размера региона. Так, например, на прошлогодних выборах в Челябинской области, где АПЭК сопровождало партию «Единая Россия», шагов было семь. Для будущего процветания Новгородской области хватило и пяти. 

Однако, вместо движения вперёд, всё откатилось на пять шагов назад. Результаты работы экспертов из АСИ остались уныло висеть на сайтах муниципальных образований, стратегические разработки мэрии Великого Новгорода завернули до окончания выборов. Теоретик Орлов победил практика Бобрышева, а его манипулятивные выборные технологии за пару недель разрушили образ Никитина, как главного «технократа» страны, который несколько месяцев строился федеральными СМИ и администрацией президента. 

Но вернёмся к проекту стратегии города. Почему же она получилась такой, какой получилась? В сентябре из областной администрации в мэрию стали поступать сигналы, что разработанный документ, обещанный Юрием Бобрышевым весной, всё-таки ждут после 10-го сентября. Руководителям всех комитетов и департаментов было дано задание совершить трудовой подвиг и за несколько дней дописать стратегию, на разработку которой было запланировано целых шесть месяцев. Для создания документа был выбран старый проверенный способ формирования социально-экономических концепций, когда «с миру по нитке» собирали предложения и целевые показатели по развитию отраслей и направлений. 

Поэтому, когда известный новгородский журналист Геннадий Рявкин сетовал в своей статье  на то, что «чудо стратегической мысли» не имеет авторства, ему стоило принять во внимание, что нынешнюю стратегию писали в авральном режиме почти полным составом администрации города. Разве что за исключением уборщиц и охранников. 

Ни о каком общественном согласии речи уже не шло. Осознавая реальное качество документа, мэрия попыталась обойти процедуру открытого общественного обсуждения, вынеся его сразу на Думу. Депутатам такой ход не понравился, как и сама стратегия, и теперь чиновникам предстоит 5-го октября объяснять «узкому кругу широкой общественности», как они видят развитие города в долгосрочной перспективе. 

Сделать это будет сложно, так как стратегия явно не отвечает даже минимальным требованиям, предъявляемым к подобным документам. Любой студенческий реферат на тему стратегического планирования будет выглядеть куда профессиональнее. Вместо двадцати восьми стратегий по отдельным направлениям и отраслям, которые изначально предполагалось разработать и объединить в один общий документ, чиновники представили эквилибристику букв вокруг слова «стратегия». Поэтому новгородцам сейчас предлагают обсуждать то, чего не существует в природе. 

Тем не менее, у администрации города всё ещё сохраняется шанс создать профессиональный стратегический документ. Для этого необходимо вернуться в ту точку, на которой работа по разработке стратегии остановилась — сформировать стратегический комитет города из числа руководителей предприятий, городских депутатов и представителей общественности, а также вовлечь максимальное количество отраслевых экспертов и горожан в обсуждение документа, чтобы, в итоге, принять его на принципах общественного согласия. 

Рано или поздно, делать это придётся, как минимум, по двум обстоятельствам. Во-первых, этого требует 172-й Федеральный закон, регламентирующий процесс территориального стратегического планирования в России. Буквально через пару лет муниципальные образования будут получать федеральные субсидии в рамках своих трёхлетних бюджетов только в соответствии с официально утверждёнными стратегиями. Очевидно, что качество прогнозирования будет прямо пропорционально объёму дотаций из федерального центра. Во-вторых, скорректировать стратегию придётся под давлением принудительной силы реальности. Нравится это кому-то или нет, но регионы и муниципалитеты сегодня являются такими же продуктами, как товары и услуги. Конкуренция среди российских городов за будущих резидентов, студентов, инвесторов и туристов растёт в геометрической прогрессии, поэтому стратегия города должна являться ещё и драйвером территориального маркетинга. 

Однако пока проект стратегии Великого Новгорода ориентирован только лишь на то, чтобы мэрия смогла исполнить свою административную функцию и позволить Юрию Бобрышеву «сохранить лицо» перед новой региональной властью.

Фото: pixabay.com