Новости с фронта дорожного ремонта обретают характер сенсационных. Не успели жители региона прийти в себя от того, что уже «введен в эксплуатацию участок автомобильной дороги федерального значения Р56 Великий Новгород – Сольцы – Порхов – Псков», как и.о. руководителя ГОКУ «Новгородавтодор» Дмитрий Климов ошарашил следующей новостью: крестецкий участок дороги Крестцы-Окуловка-Боровичи будет сдан к 25 сентября.

 

День, ночь – сутки прочь

Если у вас есть возможность заглянуть в опись опорных дорог региона, убедитесь сами, а если – нет, поверьте мне: речь идет о 25,479 км автодороги, которую отфрезуют, выровняют и покроют толстым-толстым слоем асфальта (конкретно 4 см). Вместе с 15-километровым участком (Хвойная – Сольцы) дороги Р56 к 25 сентября мы получим тогда почти 40,5 км отремонтированных опорных дорог из 997 км, запланированных к ремонту в этом году (это около 4,5%).

Но, как говорится, лиха беда начало: до конца года останется еще три месяца. Всё можно успеть, если поднапрячься. Вице-губернатор Александр Дронов, проведший 5 сентября для журналистов шоу под названием «Пресс-тур», готов: «Чтобы процесс ускорить, нужно перевести ремонтные работы в круглосуточный режим».

Да и то! Работают по 16 часов в сутки всего, как будто не знают – что? «Что зима близко», – не стал финтить г-н Дронов.

В самом деле, в Правительстве Новгородской области всё сделали для осознания важности дорожного дела. Во всяком случае, еще 21 июня врио губернатора Андрей Никитин поставил задачу: «Мы детально проанализировали ситуацию в дорожной сфере. Приняли решение пересмотреть подходы к содержанию и ремонту дорог. Ситуация, когда бюджетные деньги «размазываются по тарелке» - недопустима… Мы определили «опорную сеть» дорог, которые должны быть приведены в порядок в первую очередь. Это самые востребованные дороги, с самым интенсивным движением. Они связывают крупные населенные пункты, связывают районы. Всего эта сеть составляет 2390 км. Рассчитываю, что их мы приведем в порядок за три года. Уже в этом году сделаем 997 километров».

Кстати, опорная сеть региональных дорог, определенная к 26 мая 2017 года командой Никитина всего-то за три месяца, копейка в копейку совпадает с перечнем, утвержденным постановлением № 323 от 28.10.2013 г. Правительства Новгородской области. Только в новейшем перечне отсутствует пункт №16. Специалисты так спешили, что элементарно не включили его в перечень.

Ну, да я не о перечнях, а о поставленной задаче… Практически немедленно после 21 июня (а именно – 10 августа) работы начались. Аккурат на этой самой дороге Крестцы-Окуловка-Боровичи.

Скоро – зима ж близко! – «в зону ремонта попадут одни из самых разбитых дорог – трассы Подлитовье - Парфино - Старая Русса, Шимск - Старая Русса - Локня – Невель, Боровичи-Перелучи и Устюжна-Валдай». Это тоже из сказанного Андреем Сергеевичем, который в окончательном успехе не сомневается, поскольку «с такими дорогами невозможно развивать туризм, лесную промышленность, сельское хозяйство, - никакую отрасль. Вообще нельзя всерьез говорить о развитии». А говорить хочется, не получается помолчать (будь неладны эти дороги!).

 

Земля на дыбы встанет

Вот и вице-губернатор Дронов не удержался: «В следующем году мы можем применить технологию, которая позволит ремонтировать дороги дешевле. Будем при укладке асфальта использовать технологию холодной регенерации». Вообще дорожники называют это холодным ресайклингом (ресайклинг в переводе с английского – переработка отходов с целью повторного использования). Экономия средств при применении такого метода может составить примерно 1,3 млн. рублей на 1 км дорожного покрытия шириной 7 м, то есть – более 30%.

Загвоздка лишь в том, что в России не так уж много подрядчиков, специализирующихся на ресайклинге. И легко можно попасть впросак. В частности, прошлой осенью в Рязани региональное министерство автомобильных дорог попросило специалистов немецкого строительного холдинга Vellcom group провести по этой теме семинар. Выяснилось, что сегодня в России всего семь (!) предприятий располагают необходимой для ресайклинга техникой. В частности, в этом году в Московской области отремонтируют по технологии холодного ресайклинга порядка 50 км региональных дорог. В СЗФО этот метод применяют в Архангельской области…

Правда, 9 лет назад директор «Костромаавтодора» Александр Дронов активно внедрял ресайклинг в Костромской области. Дело шло со скрипом. Прямо скажем: больше было шума, чем дела и годовой план ремонта был завален. Однако многие десятки миллионов на закупку ресайклинг-техники были потрачены. Может быть, костромские ресайклеры уже получили приглашение к нам от г-на Дронова.

Настораживает только, что под сурдинку г-н Дронов обещал костромичам: «За три года мы планируем привести всю опорную сеть межмуниципальных и региональных дорог в нормативное эксплуатационное состояние, обеспечив по ним безопасный проезд». А закончилась эпопея с ресайклингом и пр. позорным изгнанием с должности…

Да что это я то о прошлом, то о будущем. Да, нам навязывают мысль, что мы будем хорошо жить в будущем (например, ездить по ресайклингированным дорогам). Но при одном условии – если переживем настоящее.

Между тем, не далее как 6 сентября министр транспорта России Максим Соколов, отвечая на вопрос корреспондента ТАСС «Какие меры уже приняты или запланированы для улучшения состояния региональных дорог в Северо-Западном федеральном округе в рамках недавнего поручения президента?», сказал:

В 2016 году бюджетам субъектов СЗФО были направлены трансферты в объеме более 15 миллиардов рублей. С их помощью построено и реконструировано почти 200 км региональных трасс, отремонтировано 650 км. В текущем году на дорожную деятельность субъектам округа из федерального бюджета уже направлено более 9 миллиардов межбюджетных трансфертов. В правительство внесены проекты актов о направлении бюджетам субъектов дополнительно почти двух миллиардов рублей.

 

Слово и дело государево

Обратите внимание: в прошлом году было по СЗФО отремонтировано 650 км дорог. Мы одни нынче берем на себя 997 км. Причем, 950 км сделаем в октябре – декабре.

Даже мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев (уж на что мастер воздушные замки строить) дал задний ход. 31 августа на заседании дискуссионного клуба «Гардарика» он наконец-то признался, что город не успеет до конца года потратить (освоить, потратить-то успел бы) выделенные региональным правительством деньги. Словно забыл, что 7 марта на брифинге для журналистов рвал на себе рубаху: «Для качественного ремонта и содержания дорог в областном центре требуется порядка 500 миллионов рублей. Средства, выделенные на эти цели из дорожного фонда в 2017 году – 96 миллионов рублей».

Думал, больше не дадут. А денег дали ещё больше: работай! И как год и два назад* Юрий Иванович не знает, что с ними делать. «Есть варианты, когда можно поменять назначение части денег, – закрутился мэр, – чтобы их можно было с переходящим остатком использовать в следующем году».

*Напомню, в 2015 году Новгороду было выделено 372 млн. рублей на эти цели, 169 млн. не были освоены; в 2016 году из 460 млн. рублей не были освоены 178 млн. рублей.

А ведь Андрей Никитин 2 сентября в Ново-Огарёво говорил президенту: «Владимир Владимирович, самое главное – это, конечно, дорожная сеть». И Владимир Путин подтвердил, что 1250 миллионов мы получим на ремонт дорог. Каково будет их возвращать. Если, конечно, кандидат в сенаторы Юрий Бобрышев не найдет «варианты», а вице-губернатор Александр Дронов не заставит дорожников работать по 72 часа в сутки.

Фото: lori.ru

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для дискуссии по поднятой теме всем заинтересованным сторонам.