Холодным августовским утром мы погрузились в служебную машину УФСИН по Новгородской области и уже через полтора часа оказались у ворот ФКУ ИК-4 в Валдае. Здесь нам предстояло узнать, в каких условиях содержатся заключённые в исправительных колониях общего режима, и как работает психологическая служба УФСИН, которой в этом году исполняется 25 лет.

Колония была построена в 1957 году силами самих осужденных и в октябре отметит юбилей. В прошлом здесь содержалось до 1200 человек, теперь лимит снижен до 600. В настоящее время в ИК-4 отбывают наказание 407 осуждённых. Здесь работает около 150 сотрудников УФСИН.

06a2c7c01a080e429d383b7d9cdd3635В колонии общего режима попадают те, кто совершил тяжкие и средней тяжести преступления: кражи, грабежи, разбой, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, изнасилование, а также преступления, связанные с наркотиками. Сюда прибывают на срок от двух недель до пяти лет, если приговор был вынесен в последние годы, когда началась кампания по гуманизации системы отбывания наказаний. Те, кто попал в колонию раньше, отбывают и по 10-15 лет.

Средний возраст заключённых здесь составляет 28-35 лет, хотя есть и пожилые, и только достигшие совершеннолетия. По словам врио заместителя начальника ФКУ ИК-4 майора внутренней службы Андрея Лукина, в последнее время наблюдается тенденция к «омоложению» состава заключённых. Он считает, что это связано с низким уровнем воспитания подрастающего поколения.

Старые корпуса казарменного типа используются как общежития общего режима. Здесь в одном помещении могут проживать около 25 человек. Помывка в бане по расписанию: два раза в неделю.

90a19da990983d7507e57efd05ed99b4

В корпусе, где в прошлом году закончили капитальный ремонт, расположилось общежитие отряда для отбывания наказания в облегчённых условиях, где заключённые живут по 7-8 человек в комнате, пользуются душем и небольшим спортзалом. Также на «облегчёнке» осуждённые имеют право на большее количество свиданий с родственниками и большее количество посылок и передач. Переехать в такой отряд можно, подав ходатайство через полгода отбывания наказания в колонии. Решение остаётся за комиссией, которая оценивает поведение заключённого.

Если же осуждённый не соблюдает режим дня, одет не по форме, грубит сотрудникам и допускает другие нарушения, ему грозит штрафной изолятор (ШИЗО) или единое помещение камерного типа (ЕПКТ). Попасть в ШИЗО можно на срок до 15 суток.

fb4323a4880bbb410f973c2f457faa7e

От колонии-поселения, о которой мы рассказывали не так давно, колонию общего режима отличает меньшая свобода перемещений – осуждённые могут свободно ходить по своему корпусу и прилегающей к нему территории, но за пределы «локальной зоны» выходят только в сопровождении сотрудника.

Женский отряд: как живётся «слабому полу» в колонии-поселении №6

Кроме того, если в колонии-поселении заключённые могут выезжать на место работы в ближайшие деревни, то здесь все производственные участки находятся внутри периметра на промышленной зоне учреждения: котельная, автосервис, деревообработка, производство термометров и туалетной бумаги, швейный цех. Продуктов подсобного хозяйства и мучных изделий из пекарни хватает для местной столовой.

Также работают средняя вечерняя школа и училище, где можно обучаться по семи специальностям.

Психологическую службу УФСИН в колонии представляют два сотрудника. Они помогают не только заключённым, но и тем, кто работает в «Четвёрке».

Многие сотрудники жалуются на проблемы в семье. Мы советуем оставлять рабочие сложности на территории и «не приносить» их домой, – говорит начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-4 Людмила Жукова. – Проводим консультации при назначении сотрудников на должности, особенно на руководящие, так как здесь нужен чёткий психологический портрет человека с его моральными, волевыми и человеческими качествами. Обращаются к нам и по личным проблемам, приводят детей и супругов.

Для психологической разгрузки используются также различные устройства, в том числе, массажное кресло и релаксационный шлем.

519b1f1d1b8bd5a630bee829be199712

Отдельное внимание уделяется сотрудникам, несущим службу с оружием. Раз в полгода проводится исследование психологического климата в коллективе.

Когда осуждённый прибывает в колонию, психологи проводят тестирование с помощью нескольких методик, определяя направления работы с ним. На основании результатов тестирования сотрудники получают рекомендации, как строить взаимоотношения с тем или иным заключённым.

eab22f895579e757b93a417dacfaa0bbОчень важно, как мы их встретим, – говорит психолог Наталья Филиппова. – Наша задача – дать им надежду, объяснить, что все люди ошибаются, и что можно прожить свою жизнь по-другому. Характер, конечно, есть у всех, даже у самых тихих.

Вместе с нами в Валдай приехала начальник психологической службы УФСИН по Новгородской области Ирина Нестерова.

Результат работы виден не сразу. Иногда человек долго не идёт на контакт с психологом, а через полгода уже заходит в кабинет с улыбкой, – говорит она. – Часто тяжелее всего осуждённым даётся принятие самого факта того, что они находятся в тюрьме.

Характерны для заключённых проблемы с родственниками, противопоставление себя товарищам по несчастью. Непросто работать с осуждёнными за экстремизм:

У них происходит подмена понятий, которую они могут чётко и рационально аргументировать, – поясняет Ирина Нестерова.

Психиатров в штате УФСИН нет, хотя приходится работать и с гражданами, имеющими некоторые отклонения, но не проявляющими агрессию.

Кроме индивидуальных и групповых бесед, психологи проводят тренинги и занятия арт-терапией. Так, в ИК-4 мужчины занимаются живописью, делают картины из кожи, лепят из глины на гончарном круге, шьют мягкие игрушки и собирают паззлы.

320ebd7aab125f6cec08dcb55f3dbf25

Таким способом они могут выразить накопившиеся внутри конфликты и агрессию в социально приемлемой форме, – считает Наталья Филиппова. – В ходе тренинга осуждённый не всегда готов открыто говорить о своих проблемах. Когда мы шьём игрушку, он вкладывает в неё свою личность и историю. Через неё мы вместе разбираемся в проблеме и постепенно дорабатываем изделие.

08f43b23d4775635c7437ec87bb49b2a

24-летний Иван не говорит о своём преступлении и называет его «ошибкой молодости». Он уже провёл в колонии четыре с половиной года и ему предстоит ещё два. Выйдя на свободу, он планирует обучиться на фитнес-тренера, в колонии занимается бегом и на тренажёрах.

С глиной Иван работает уже около года, также занимается рисованием на песке. По его словам, занятия действуют успокаивающе:

Забываешь, что находишься в этом месте. Психологи дают полезные советы, помогают найти ответы на вопросы. Сейчас я уже ко всему привык, а сначала испытывал страх неизвестности. Если бы была возможность, не общался бы с другими заключёнными, но приходится. Выбираю собеседников постарше, у сверстников в голове ничего нет. Надеюсь освободиться по УДО.

77e65a65414aa868e81738f0967db5c6Семейная история у Ивана непростая – он вырос в детском доме и лишь два года назад впервые встретил свою родную мать. Отношения пока складываются не очень хорошо:

Нужно, чтобы прошло время. Я столько лет жил один и уже привык так, – говорит он.

Максиму 35, на свободе его ждут супруга, двое детей и своё дело, связанное с автомобилями.

Здесь почти никто не говорит о прошлом, держат в себе. Рассказать что-то можно только психологу, потому что это никуда не уйдёт. А заключённым не доверяешь: всё, что сказано, может быть использовано против тебя.

По его мнению, каждый может выбрать, как провести время заключения – впустую или с толком.

Я работаю нарядчиком, хожу в ПТУ, получаю новые навыки, беру художественную литературу в библиотеке и стараюсь использовать это время для развития. Конечно, отчасти оно тратится зря, но хотя бы не замечаешь, как пролетают годы.

Видно, что в колонии Максим не теряет уверенности в себе и нацелен не потерять связь с семьей и продолжить развивать бизнес после освобождения.

fe7d6e7489750fc7a0b1dabafa2fbdec

Как считают психологи ИК-4, внутренняя мотивация заключённых на выход по УДО и возвращение к нормальной жизни имеет такое же важное значение, как и при лечении наркомании. В России нет системы, которая помогала бы привыкшим к строгому распорядку осуждённым быстро адаптироваться к вновь полученной самостоятельности и найти новую работу. Поэтому, выходя на свободу, люди часто оказываются в растерянности, многие совершают новые преступления, только чтобы вернуться к «простой» жизни за решёткой, где все решения принимаются за тебя. Психологи и социальные работники помогают заключённым начать новую жизнь с уверенностью в своих силах и уже никогда не возвращаться на «кривую дорожку».

6e30a9756da05191af5ec836aaa26f6f

Фото автора