15 августа мэр Великого Новгорода и его ближайшее окружение из мэрии «прошли пешочком, ножками прошли» от Софийской площади до Знаменского собора. На этот беспрецедентный поступок градоначальника подвигло неодолимое желание «посмотреть, что у нас есть и что можно сделать». Желание, надо полагать, появилось после известия о предоставлении «дополнительных 173 миллионов рублей, которые Великий Новгород ожидает от Правительства Новгородской области на ремонт участков автомобильных дорог муниципального значения»*

*В кавычках – цитаты из официального сообщения пресс-службы мэрии и телеинтервью Юрия Бобрышева от 16.08.2017.

Оснований нет

Дорожная тема – головная боль новгородского чиновничества. Тем более, что еще 16 марта на заседании регионального правительства врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин сказал: «То, что сегодня происходит с дорогами, не укладывается ни в какие рамки норм».

Сказанное сформировало тренд, доктрину. И уже 11 августа на страничке Андрея Никитина «ВКонтакте» появляется фото с подписью «На дорогах области начинаются масштабные ремонтные работы». Флагманом здесь, естественно, быть Новгороду. Потому простительно, что Юрий Бобрышев влез поперек батьки в пекло и еще 28 июля на брифинге для СМИ заявил: «Я уже собирал потенциальных подрядчиков, и они меня заверили, что деньги освоить успеем. У меня нет оснований не доверять нашим подрядчикам».

Возможно, именно за этот оптимизм и обещаны г-ну градоначальнику 173 миллиона сверх обещанного ранее. Хотя основания не доверять подрядчикам у Юрия Ивановича очень даже есть. Судите сами:

- в 2015 году Новгороду было выделено 372 миллиона рублей на эти цели, 169 миллионов не были освоены;

- в 2016 году из более 460 миллионов рублей не освоено 178 миллионов;

- в 2017 году, по моим подсчётам, город получит более 560 миллионов рублей…

К новейшей истории вопроса

26 апреля в ходе совещания по ремонту и содержанию дорог в области г-н Бобрышев сообщил, что в Великом Новгороде насчитывается 332 дороги общей протяжённостью 218 км. 40% или 87,5 км не соответствуют нормативам и требуют ремонта. В тот же день депутаты областной Думы одобрили выделение областной столице субсидии на ремонт дорог в размере 109 миллионов рублей (при условии, что софинансирование из городского бюджета составит 1,1 млн.). Уточню: Новгород получил 2/3 федеральной субсидии, предоставленной региону на тот период на эти цели.

Как взялись за дело мэрия и дорожники, стало известно 5 июня, когда на большом аппаратном совещании в администрации Великого Новгорода заместитель руководителя комитета по ЖКХ и ТЭК Сергей Быстров доложил: уже отремонтированы 35,1 тысяч кв.м дорожного полотна, потрачено 28 миллионов рублей. Это крайняя пока информация обобщающего толка. В доклад мэрии «Итоги социально-экономического развития Великого Новгорода в январе – июне 2017 года» этот рапорт включен не был.

Там вообще про дорожный ремонт ни слова. Только – скороговоркой: «…Объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «Строительство» в Великом Новгороде, составил 3,1 миллиарда рублей или 60,1% к соответствующему периоду прошлого года». Впрочем, про ремонт дорог Юрий Бобрышев не обмолвился и 28 февраля, когда отчитывался об итогах 2016 года. Отмолчишься, авось, и пронесет.

У меня есть своя версия, почему так происходит. Площадь проезжей части в городе составляет, по официальным данным, 1 944 тыс. кв. м. 40% не соответствуют, по словам мэра, нормативам и требуют ремонта. Отремонтировали 4,5% дорожного покрытия, требующего (!) ремонта. Если перевести 35,1 тыс. кв.м в двухполосную городскую дорогу шириной 7 м, получится 5 км.

Чем хвастаться? Не буди лихо, пока оно тихо.

К тому же в соцсетях новгородцы довольно активно обсуждали ход весенних ремонтов. В частности, отмечалось, что 17 апреля перед приездом президента России на площади Победы-Софийской асфальт клали в снег. А 23 апреля вели там же повторное асфальтирование.

Дорога для туристов

В этой, видимо, связи «результат» своего пешеходного шоу Юрий Иванович преподнес максимально эффектно. Прогулявшись пешочком, он понял, что «в первую очередь эти средства (дополнительные 173 миллиона  рублей - Г.Р.) нужно направить на приведение в порядок тротуаров, дорог, проезжих частей именно там, где массовое присутствие туристов… И это мы обязательно учтем при составлении перечня объектов, которые мы должны отремонтировать уже в этом году» (см. на сайте горадминистрации видеосюжет от 16 августа).

Г-н Бобрышев иногда сердится на нашего брата, дескать, журналисты стараются его поймать на слове, что, дескать, это не по-пацански. Но ведь «слова» из мэра никто силой не вытряхивает, он сам их произносит. Обратите внимание на вторую часть цитаты: «перечня объектов» еще нет. Его только будут составлять!

Не могу не вспомнить про «опорную сеть дорог» Андрея Никитина. Над этим подтрунивают по сей день. В самом деле, пока ремонтируешь ОСД, второстепенные дороги придут в такое состояние, что к «сети» доступа не станет. Однако ОСД – это метод. Это база. Случились дополнительные деньги (а г-н Никитин только что сообщил, что президентом нам обещаны 2 миллиарда рублей на ремонт дорог**, причем – 800 миллионов гарантированно) – у тебя под рукой карта сети. И не нужно по дорогам чиновных пилигримов гонять.

**Оговорюсь: 16 августа в Калининграде на совещании по развитию транспортной инфраструктуры СЗФО министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил президенту, что «подготовлено решение Правительства Российской Федерации, и дополнительно будут направлены два миллиарда рублей в адрес Новгородской, Псковской, Ленинградской, Калининградской областей». То есть допустимы разночтения.

А Юрий Иванович – ножками, ножками. Ну и немного головой: туризм – в тренде? Значит, нужно показать, что мы крепко подумали заранее, как эти 173 млн. потратим и куда. Туда, где «массовое присутствие туристов».

Но, согласитесь, если г-н Бобрышев таким образом (пройдясь по Абрикосовой, свернув на Виноградную) распределяет ожидаемые бонусы, станут ли иначе относиться к этим миллионам дорожные строители?

И, значит, не будет толка от веры в себя да в Бога. И, значит, остались только иллюзия и дорога. Но, может быть, мы с Бродским ошибаемся?

КСТАТИ, наш мэр всё о туристах печётся. А вот транспортный министр Соколов на президентском совещании в Калининграде сказал, что «в этом году запланировано открытие рабочего движения на подходах к Великому Новгороду протяжённостью около 200 километров – с новым мостом через реку Волхов». Неужели горадминистрации это не касается…

Фото lori.ru