Облдума не пожалела денег на еще один почтовый сервер для жалоб.

На внедрение информационной системы «Довольный гражданин» из бюджета Новгородской области будет выделено 952,3 тысячи рублей. Такое решение на прошлой неделе приняли депутаты областной думы.

Руководитель департамента финансов Елена Солдатова отметила, что средства будут выделены за счёт экономии расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области. Вроде бы, и ниоткуда: не было их в бюджете, сэкономили «на обслуживании долга» и потратим на… На что? Боюсь, не все парламентарии поняли, на что именно и почему «Довольный гражданин» будет так полезен.

Маршрутизация как она есть

Руководитель департамента внутренней политики Захар Ляшук попытался объяснить: «Суть этой программы сводится не только к оперативному информированию, она направлена на полную автоматизацию исполнения тех жалоб, которые люди высказывают».

Г-н Ляшук, конечно, лукавил: система не будет «автоматизированно исполнять жалобы». Её назначение – получать жалобы, регистрировать и направлять по принадлежности. Создатель «Довольного гражданина» Дмитрий Кох говорит то же самое: «Система существенно облегчит работу с маршрутизацией и разбором обращений». Но не более!

На том конце всегда будет чиновник, который знает, что согласно ст. 12-1 Федерального закона №59-фз «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» «письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения».

Г-н Ляшук этого не отрицает. Он только оговаривает актуальность новейшего сервиса. Дескать, «в некоторых случаях сроки эти могут увеличиться, мы занимаемся перепиской». Впрочем, оговорка сделана не собственно Захаром Ляшуком.

Ст.12-2 указанного ФЗ-59 предусмотрено, что «в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение». Таинственная «часть 2 статьи 10» лишь конкретизирует, что чиновники «обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения». Много ли таких «исключительных случаев» в практике рассмотрения обращений в органах власти Новгородской области? Возьму на себя смелость предположить: очень мало. Значит, 30 дней и – ответ!

Проблема в процессе

Эксклюзив в том, что «Довольный гражданин», вроде бы, снимет другие риски. Он направит вашу жалобу туда и только туда, куда надо. Не то, что вы сами.

Например, вам кажется, что электропоезд «Ласточка» чересчур много дерёт с вас за проезд, и вы пишете жалобу в департамент культуры и туризма («Ласточка» ж везёт новгородцев в Петербург, предлагая высококультурный сервис!), а не в транспортный департамент. «Довольный гражданин» подобной ошибки никогда не сделает.

Правда, в остальном всё по-прежнему: жалобу будут рассматривать 30 дней. Может, меньше. Но не больше! Ничего больше!!

В этой связи полезно заглянуть на сайт «Довольный гражданин» (socialsys.ru) в раздел «Презентация проекта». Презентуемое содержимое озаглавлено предельно откровенно – «Система обратной связи». А как ещё? Обратная связь – основа коммуникации.

Так вот, на 4-й странице презентации в центре – фотоизображение смартфона. На экране – «Ход решения». По порядку: а) «отправил заявление…»; б) «ожидание ответа (осталось 28 дней)»; в) «проблема в процессе решения (проблема решена)». ВСЁ!

Стало быть, заявитель будет экономить… На чём? Пожалуй, на том, что не будет думать, куда отправить жалобу. Отправил «Довольному гражданину» и спи спокойно! За всё уплачено. Из сэкономленных бюджетных средств.

Но спрашивается: будут ли работать Приёмная Президента РФ в Новгородской области, интернет-приёмная губернатора Новгородской области, интернет-приёмная областной думы? Можно ли будет обращаться и далее к врио губернатора через Facebook или через страницу в «ВКонтакте», как можно сейчас? Будут ли проводиться личные приёмы граждан должностными лицами различных органов и ветвей власти? А если вы решите обратиться с жалобой в суд или прокуратуру, «Довольный гражданин» не рассердится? И самое главное: неужели стратегические сессии по актуальнейшим проблемам станут не нужны?

Гражданин будет доволен

Да что вы, ей Богу, как дети?! Конечно, всё останется! Как было. Только жалуйтесь побольше и почаще, ведь «Довольный гражданин» как «система обратной связи для простой и эффективной коммуникации граждан и органов власти» питается исключительно нашим недовольством. Вот, к примеру, в середине 2013 года Роструд выделил 3 миллиона рублей на «создание автоматизированной системы консультирования, мониторинга и обработки сообщений о нарушениях в сфере трудового законодательства в Сети интернет», а в конце того же года – еще 10 миллионов «на доработки и техническое сопровождение» проекта.

Коготок увяз – всей птичке пропасть… Но послушайте Дмитрия Коха: «Порталы, созданные по инициативе инстанции, преследуют цель упростить работу с обращениями, повысить эффективность этой работы». Инстанция в нашем случае – это власть. Кох убеждает нас, что «инстанция» не может создавать не работающие или плохо работающие конструкции. Пусть так, тогда зачем нужен «Довольный гражданин»?

Вот Захар Ляшук, похоже, не так самонадеян, как в три года ставший миллионером Кох. «Система новая, внедряться будет очень тяжело, трудно как для нас, так и для органов местного самоуправления, – на всякий случай предупреждает осторожный Захар. – Но мы абсолютно уверены, когда она заработает в полную силу, когда люди начнут ею пользоваться, от неё будет толк». Значит, «доработки» и «сопровождение» (за счёт бюджета) неизбежны.

Фото: pixabay