Как новгородцы вознамерелись барселонцам нос утереть

Кредитный банк Испании оставив за спиной, я шёл между фонтанами по звонкой мостовой… Вот такое романтическое воспоминание всколыхнул внутри меня советник губернатора Новгородской области Николай Новичков, когда в эфире областного ТВ (12 мая, «Точка кипения») занимался объяснялками на предмет, что такое «Русь Новгородская».

«Во всём мире, начиная с Барселоны и заканчивая Сингапуром, такие офисы есть, – просвещал аудиторию Николай Владимирович. – Во всех продвинутых регионах России – тоже. И для меня загадка, почему в Новгороде этого не было. Но наш будет ещё продвинутее». Насколько «ещё», он обещал подробно рассказать на майском заседании областной думы, а заодно развеять все слухи и домолвить недомолвки вокруг АНО «Русь Новгородская».

В бананово-лимонном Сингапуре

Вот, к примеру: каково предназначение новой структуры? Тогда г-н Новичков сказал несуразное: «Мы хотим координировать всю туристическую политику на территории Новгородской области». Его оппонент, вице-спикер облдумы Алексей Чурсинов сразу за это ухватился, дескать, зачем же дублировать (я бы добавил «безответственно») функции департамента культуры и туризма? Не только – незачем, но и непозволительно!

В областном законе «О развитии туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области» (с изменениями на 26.12.2016) черным по белому написано, что только «Правительство Новгородской области… определяет основные задачи в сфере туризма и приоритетные направления развития туризма на территории Новгородской области; разрабатывает, утверждает (одобряет) и реализует документы стратегического планирования в сфере туризма по вопросам, отнесённым к полномочиям органов исполнительной власти Новгородской области в сфере туризма; создаёт благоприятные условия для развития туристской индустрии Новгородской области» и т.д..

Там, скажу я вам и г-ну Новичкову заодно, ещё 12 правительственных полномочий прописаны плюс такой нюанс: «Правительство Новгородской области вправе наделять в установленном порядке полномочиями в сфере туризма, формируемые им органы исполнительной власти Новгородской области». Является ли «Русь Новгородская» сформированным «органом исполнительной власти»? Нет, конечно. Это АНО – автономная некоммерческая организация. А как в Барселоне или в Сингапуре? В Сингапурии, признаюсь, не был, а вот в Барселоне довелось. И от кредитного банка между фонтанами я чеканил полтора года назад именно к турофису агентства Main Barselona, что расположен… под площадью Каталонии.

Вот какой КАТ!

Main Barselona (с испанского: «Главная Барселона») – крупнейшее турагентство столицы Каталонии. Я шёл в МВ, чтобы разузнать о маршрутах, координатах, тарифах и понимал, что иду в частную фирму. Теперь-то понимаю, что незаданный вопрос («как вы координируете туристскую политику в Каталонии?») показался бы майнбарселонцам диким. Они об этом и не мечтали! Да мне вопрос в голову тогда (2015) не пришёл.

Правда, есть ещё Каталонское агентство по туризму (КАТ). Возможно, его и имел в виду г-н Новичков. Однако для нашего случая принципиально важно, что КАТ пришло на замену государственному консорциуму Turisme de Catalunya, но не заняло параллельный галс.

В Каталонии (более 17 млн. туристов в год) для повышения эффективности управления туристическая отрасль с 1 января 2017 года отдана на откуп частному бизнесу, но на основе государственно-частного партнёрства. Партнёрство это строится на «трёх китах»: взаимная ответственность государства и бизнеса, софинансирование и совместное принятие решений.

Перед КАТ поставлена задача: в течение пяти лет выйти на самоокупаемость, не снижая налоговые доходы для каталонской казны. Реально ли это? Не нам судить. Замечу только, что на долю Каталонии приходится 20% турпотока в Испанию.

Между прочим, в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ №941-р от 31 мая 2014 года, подчёркивается, что «туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы РФ». Доходов, а не расходов!

«Русь Новгородская» не только не обещает доходы, но, судя по всему, рассчитывает поднимать отрасль за счёт бюджетного финансирования. Да именно в её недрах разработаны и Стратегия развития регионального туристского кластера. Но кто об этом помнит? На очереди: зачеркнуть эту жизнь и по новой начать…

187 минут 12 секунд

Не на майском, но на июньском внеочередном заседании думы г-н Новичков подтвердил свои намерения и притязания на бюджет, несколько шокировав депутатов тем, что АНО не ставит целью зарабатывать деньги (мы ж не барселонцы). Когда, если освоение бюджетных средств отнимет все силы? Ведь «Русь Новгородская» намерена уже в этом году создать:

- Концепцию развития туризма Новгородской области на 2018-2023 годы (а что же областная госпрограмма развития туризма на 2014-2020 годы? О ней забыли?);

- систему навигации туристических объектов и маршрутов в регионе;

- единую систему туристско-информационных центров;

- систему лояльности «Карта гостя»;

- креативные индустрии, тематические и рекреационные парки, санаторный кластер (а как же Стратегия развития туристского кластера Новгородской области, принятая полтора года назад?)…

В сумме появление нового игрока на туристском рынке даст нам (уже к концу года) прирост времени пребывания туристов на территории области с 1,97 дня до 2,1 (на 187 минут 12 секунд)!

Эти магические индексы – 1,97 и 2,1 – откуда они взялись? Г-н Новичков не объяснил, но как без «печки»? От чего тогда танцевать?

По мне, так эта статистика чрезвычайно смахивает на неудачный розыгрыш. На издевательскую, я бы сказал, шутку. Дескать, если депутаты примут эти +0,13 всерьёз, остальное тем более прокатит!

Вот плохо, что по данным Всемирной туристской организации при ООН, в среднем из 100 прибытий в регион лишь 52 приходятся на отдых и досуг. Остальное – деловые поездки, лечение, посещение родственников и прочее. А мы («Русь Новгородская») наметили принять уже не 400 тысяч, а 450 тысяч туристов в этом году. На 12,5% больше, чем в 2016-м! Даже дороги решили не ремонтировать. По крайне мере, ещё не начали, Ведь любое ДТП с гостями ведёт к продлению срока их пребывания в регионе и может быть отнесено к событийному туризму. Посещение храмов – к паломническому, родственников – к ностальгическому туризму, врачей… Про них уже сказал. Вы же ж видите, что резервы для того, чтобы еще 48% гостей записать в туристы, у нас немалые. Мы ж новгородцы – смекалистые, ушлые, хваткие. Про варягов – молчу: на ходу подмётки режут!

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

**Издание готово предоставить площадку для дискуссии заинтересованным сторонам по поднятой в материале теме

Фото Анны Кукушкиной из сообщества «Я люблю Великий Новгород»