16 мая врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин опубликовал очередной «отчёт» о своей работе в федеральных СМИ. Небольшая статья «Ресурс соучастия» появилась в «Известиях». Многие уже заметили, что г-н Никитин региональные медиа игнорирует. Впервые с обстоятельным интервью он появился на площадке НОТ 17 мая.

Не очень обратная связь

Хотя – нет, 26 февраля Андрей Сергеевич дал получасовое интервью Сергею Даревскому. Но на фоне дальнейшего отчуждения можно понять это как ошибку: ведь ГТРК «Славия» – филиал ВГТРК и вроде бы федеральное «окошко». Наверное, после эфира г-ну Никитину объяснили, что его аудиторией была только область. Больше на ГТРК врио не видели... При этом он отметил, что «обратная связь (с жителями области – Г.Р.) – это оценка нашей работы».

И вот наконец-то обратная связь на уровне региона установлена: 17 мая – НОТ, 24 мая анонсировано интервью в «Новгородских ведомостях»... На исходе символических 100 дней, прошедших со времени назначения Андрея Никитина на должность, плотину прорвало. Однако, становясь провинциальным ньюсмейкером, он счёл нужным еще раз отдать должное федералам. Возможно, Андрею Сергеевичу кажется, что без таких «сигналов» в Кремле о нем забудут. Очень даже помнят. И чтут доклады, что пишут те, кому положено...

Итак, что мы-то нашли в «Известиях», если зашли на сайт издания? Увы, под «ресурсом соучастия» и «обратной связью» г-н Никитин видит пока лишь пресловутые стратегические сессии: «Первое, что я сделал на новом посту, — пригласил людей вместе подумать о будущем региона. В каждом из муниципальных районов были проведены общественные сессии с участием абсолютно разных людей: предпринимателей, работников социальной сферы, просто активных граждан».

По оценке врио, в 22 муниципальных и трёх отраслевых (областных) сессиях приняли участие «более двух тысяч жителей». То есть в среднем (по минимуму) – 80 человек в каждой. На мой взгляд, статистика завышена примерно вдвое: до сотни участников не собирали даже отраслевые сессии в Новгороде, а уж в районах всего-то по 20-30 зачастую приходили. Например, руководитель сессии в Старой Руссе Евгений Нилов не сумел скрыть разочарования: «Ожидалось, что будет много предпринимателей, работников социальной сферы, молодёжи, но не всегда нужно очень много людей, достаточно тех, которые владеют ситуацией».

100

Разрушители пирамид

Тем не менее, не станем придираться: пусть будет 2000 (0,3% населения региона). Достаточно ли этого, чтобы сделать такой вывод: «Кажется, нам удалось разрушить искусственную пирамиду, в которой власть и население разнесены по полюсам и находятся в непримиримом антагонизме... Из привычного сбора жалоб диалог превратился в поиск решений»? Наверное, да. Ведь, даже не бывая на сессиях, Андрей Сергеевич увидел «людей, готовых сделать многое, если им немного помочь... А уж они обеспечат достойную жизнь для всех остальных», ведь чиновникам это не по силам: «Любой чиновник знает, как трудно бывает принимать рациональные решения в условиях патерналистской модели».

Патернализм, к сведению, – это когда власть, обеспечивая запросы населения, предписывает ему образ жизни и мышления. Самый яркий пример – Северная Корея. Но и Россия, по мнению Андрея Никитина, тоже патерналистская страна.

Это свое умозаключение он подтверждает иллюстрацией: «Из года в год в Новгородской области гигантские деньги вкладывались в ямочный ремонт дорог. Очевидно нерациональное расходование бюджетных средств... Есть иное решение: отремонтировать дороги хорошо, раз и навсегда, но гораздо меньшими темпами и постепенно».

Раз и навсегда – это круто. Это как в анекдоте: «Давай будем с тобой всегда вместе! – Нет, давай – только до смерти». Но скорее всего концепт навеян таким месседжем: «Надо взять за правило: лучше через два года или даже через три года, чем второпях... Работа здесь первые годы, по крайней мере, будет чертовски неблагодарной; и тем не менее я убежден, что только такой работой мы сможем добиться своей цели». Но это уже не из Никитина, это 94 года назад написал тов. Ленин В.И..

И если действительно «лучше меньше, да лучше», как быть с проблемами, поставленными на сессиях? Скажем, в Старой Руссе под №1 – «Низкое качество дорог (нет дорог или грунтовые)», а под №4 – «Отсутствие в деревнях общественного транспорта». Откуда же ему взяться, если дорог нет! И не будет, потому что ямочный ремонт порочен.

При этом, сегодня новгородское правительство имеет только по ремонту дорог 58 судебных решений «стоимостью» 8,3 миллиардов рублей и планирует потратить на «порочный ремонт» в этом году 934 миллиона. Об этом 20 апреля заявила на выездном заседании правительства в Боровичах вице-губернатор Валентина Захаркина, за дорожную отрасль ответственная. Или безответственная: ей – про раз и навсегда, она – про ямочный ремонт!

Патерналисты, тверже шаг!

Замечу, есть три вида ремонта дорог: текущий, средний (на 2-3 года) и капитальный (по Никитину, видимо, навсегда). Так вот ямочный ремонт – это лишь один из этапов текущего ремонта, за ветхостью дорог особенно распространенного в муниципалитетах. Причем, решение о ремонте дорог местного значения принимают органы местного самоуправления. Можно, конечно, патерналистски урезать им финансирование, чтоб очень-то не самоуправлялись, а сидели и ждали.

Только ведь 21 февраля на первом (после назначения) заседании областного правительства Никитин обещал: «По общественно значимым темам без обсуждения с населением никаких решений принимать не будем. Это ни к чему хорошему не приводит», а в уже упомянутом эфире ГТРК «Славия»: «Нужно начинать с дорог».

В общем, с «патерналистскими дорогами» – пример не удачный. Да и бог с ним! Андрей Никитин ещё в эфире телеканала «Россия 24» (1 мая, «Специальный репортаж») заявил, что «до последнего времени мы даже не проводили входной и последующий контроль тех работ, которые подрядчики выполняют... Иначе как раздачей дорожного бюджета в интересах неизвестно кого этот назвать было нельзя». А в «Известиях» диагностировал: изжить это безобразие «мешало отсутствие общественного согласия». Сессии, по Никитину, помогли согласия достичь.

Кстати, 17 мая Андрей Никитин сообщил в эфире НОТ, что контракты на ремонт дорог в регионе пока не заключены, аукционы объявляются с большими задержками. Например, на текущий ремонт дорог 10 мая объявили сразу четыре аукциона, отменённые еще в середине февраля. Пересмотр условий продолжался три месяца! Когда все строят, мы начинаем торги. Впрочем, аукционы пройдут только 2 июня. Андрей Никитин уверен, что мы успеем... до 31 декабря.

О том, что таит в себе намерение врио губернатора «разгрузить власть от части функций», – в следующей публикации.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото с сайта pixabay.com