Представляем новый материал новгородской электронной библиотеки «Муравейник».

Евгений Викторович Вучетич (1908-1974). Выдающийся советский скульптор-монументалист, автор самых известных военных мемориалов – Воина-освободителя в берлинском Трептов-парке и ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде. Народный художник СССР.

В годы Великой Отечественной войны Евгений Вучетич воевал на Волховском фронте. Был военным корреспондентом, сотрудником газеты «Отвага» 2-й Ударной армии.

Цитата из материала библиотеки «Муравейник»:

Воспоминания о боях на новгородской земле нашли свое отражение в сложном, многофигурном памятнике отважному генерал-лейтенанту М.Г. Ефремову – он командовал 33-й армией в трагической Ржевско-Вяземской операции и не бросил своих солдат, остался с ними до конца. На переднем плане, у ног раненого Ефремова – фигура умирающего бойца с перебинтованной головой, из последних сил сжимающего в руке пистолет (почти как у Твардовского: «Я убит, и не знаю, наш ли Ржев наконец…»).

Этот образ вылеплен Вучетичем по памяти от одного фронтового эпизода, пережитого им на Волховском фронте. «Во время одного из наших наступлений, – вспоминал Вучетич – между мной и бегущим впереди молодым лейтенантом упала мина. В нескольких местах ее осколки пробили мою шинель. Обошлось. А лейтенант упал. Поравнявшись с ним, я обернулся, буквально на мгновение, но побежал дальше: наступление продолжалось… Когда я обдумывал композицию памятника, вспомнился этот эпизод. В памяти всплыли глаза погибшего лейтенанта, взгляд человека перед смертью. Мне представилось, что он видит конечную цель, победу... Но чего-то ему не хватает. Чего же? Последнего выстрела. Вспоминаю, как он, полулёжа, полусидя, опирался на левую руку; правая лежала рядом, сжимая «ТТ». Вены на тыльной стороне ладони вздуты, что свидетельствует о смертных перебоях сердца. Лейтенант силится поднять свой пистолет, чтобы сделать этот самый последний выстрел, но рука для этого слишком тяжела…».

Фото: russights.ru