Производство колесных дисков является одним из основных науко- и финансовоемких направлений изготовления комплектующих в автомобильной промышленности. Современная продукция позволяет не только улучшить технико-эксплуатационные характеристики автомобиля, но и подчеркнуть его индивидуальность. Лучшими по соотношению цена-качество являются литые автодиски.

Black Rhino Kruger
Black Rhino Kruger

Установка литых дисков оправдывает себя практически полностью. Не очень дорогие по сравнению с коваными или составными, более легкие, чем штампованные стальные, они повышают управляемость автомобиля, снижают общий его вес, уменьшая нагрузку на ходовую часть, не столь подвержены коррозии, как железные и при этом отличаются разнообразным дизайном. Все эти плюсы определяются материалами и технологией изготовления.

Применяемые материалы и сплавы

Для изготовления литых дисков применяются алюминиевые сплавы. Легкие и прочные, они хорошо выдерживают ударные нагрузки [ 1 ], высокие и низкие температуры, экологичны, срок службы изделий из алюминия около 80 лет, материал можно утилизировать и использовать потом без потери технологических характеристик. Литьем можно получить любую форму изделия.

KMC
KMC

Чаще всего применяется сочетание алюминия с медью, кремнием, цинком или магнием, реже с титаном, литием или цирконием. Достаточно часто производители используют сплав Авиаль, так называемый авиационный алюминий, его соединение с магнием и кремнием с незначительными добавлениями других элементов (Mn, Cr, Cu). Наиболее применяемыми производителями OEM (оригинальные производителями оборудования) и Aftermarket (вторичный рынок комплектующих) являются сплавы G-AlSi7Mg и G-AlSi10Mg. Первый хорошо переносит термическую обработку и механические нагрузки. Второй переносит чуть хуже, но тоже применяется в производстве, в основном, в системе Aftermarket при изготовлении реплик.

Для максимально возможного уменьшения веса колес применяются магниевые соединения, но из-за дороговизны и недолгого срока службы такие колеса устанавливают, как правило, на суперкары или спортивные автомобили.


[ 1 ] Эта способность, конечно же, небезгранична и при превышении определенного уровня нагрузок диск может деформироваться либо треснуть. Впрочем, современное оборудование и высокая квалификация мастера дает возможность деформации править, а трещины заваривать с помощью аргонно-дуговой сваркой. Подробнее о правке: remdisk.ru/pravka-lityh-diskov.html ...

Технологии производства

При изготовлении продукции из G-AlSi10Mg обычно применяется гравитационный метод. При этом пресс-форму заполняют расплавом, поступающим туда под действием силы гравитации и заполняющим ее полностью. Для G-AlSi7Mg чаще всего применяют литье под низким давлением до 1.5 килограммов на квадратный сантиметр. В этом случае появляется возможным максимально избежать возникновения пустот.

TSW Chicane Gunmetal
TSW Chicane Gunmetal

Получившиеся заготовки быстро охлаждаются в водной среде, затем для повышения прочности они подвергаются искусственному старению. Это происходит путем их нагревания до 150-200 градусов Цельсия с последующим длительным естественным охлаждением. Затем полученные заготовки отправляются на механический участок для удаления шероховатостей и полировки. Последняя стадия это нанесение защитного лакокрасочного покрытия: гальванического, порошкового, акрилового или иного.

На всех стадиях производства диски подвергаются серьезному контролю. Качество литья контролируется рентгенографией, проверяется химический состав сплава. После механической обработки проводят проверку геометрии, балансировку и центровку. Качество покраски контролируется хроматическим методом и измерением толщины слоя покрытия.

Образцы продукции проходят специальные испытания. Их проверяют на специализированных полигонах или стендах и подвергают различным тестам. На ступицу воздействуют циклической нагрузкой с изменением момента вращения. Диск считается прошедшим испытание, если он выдерживает более двухсот тысяч циклов. На полигонах и стендах колеса эксплуатируются в самых тяжелых условиях, на них создается давление около 1800 кгс, при этом они подвергаются ударным нагрузкам с имитацией сложных маневров и поворотов. В случае полного прохождения цикла испытаний диски получают сертификаты соответствия. Такие проверки позволяют надеяться, что автодиски выдержат любые нагрузки на дорогах и обеспечат комфортную и безаварийную езду. При покупке дисков рекомендуется проверять сертификаты, это гарантирует качество покупаемых изделий.