Сегодня, 31 октября, россияне вспоминают погибших в авиакатастрофе над Синайским полуостровом. Эта трагедия стала самой массовой гибелью граждан России в авиакатастрофе за всю историю мировой авиации.

Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» в 6:50 по Московскому времени вылетел из Шарм-Эль-Шейха в Санкт-Петербург, но спустя 23 минуты пропал с радаров и перестал выходить на связь. На борту находились 224 человека. Среди них были 15 жителей Новгородской области.  Погибли все пассажиры и члены экипажа.

Расследованием причин катастрофы занимались специалисты Египта, России, Франции, Британии и США. Многие страны решили перестраховаться и ограничили полёты над территорией Египта.

Уже 16 ноября на сайте Кремля появилась информация о том, что причиной катастрофы пассажирского авиалайнера Airbus A321, на котором летело более двухсот россиян, стал теракт. Ответственность на себя взяла террористическая группировка ИГИЛ (запрещённая в России). 1 килограмм тротила был заложен в багажном отделении самолёта.  Причём террористы открыто заявляли, что планируют ряд нападений на Рим, Лондон и Вашингтон. 

Напомним, что 13 ноября серия терактов прогремела в Париже. 

1 и 2 ноября стали днями памяти и траура по жертвам авиакатастрофы. В эти дни в центре Великого Новгорода у Кремлёвского моста появился импровизированный мемориал, куда люди несли цветы, свечи, игрушки. Подобный мемориал был создан и у входа в зал вылетов петербургского аэропорта Пулково.  

По словам мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева, члены семей погибших получили по 150 тысяч рублей от администрации, в качестве поддержки. 5 ноября в Новгородской области прошли первые похороны.

Одна из погибших, Нина Васильевна Лущенко, была заведующей столовой в школе №33. Женщина не оставила работу после выхода на пенсию. Новгородка полетела в Египет третий раз, по словам близких, она хотела взять внучку, но полетела с подругой. В декабре более ста новгородцев простились с семьёй: 32-летняя Татьяна Ясменко, 35-летний Илья Осипов и 8-летний Захар были пассажирами злополучного рейса. Семью похоронили в Подберезье на сороковой день после гибели.

За страхование погибших отвечала компания «Ингосстрах». Не так просто близким оказалось собирать требуемые документы. Список документов составил 18 пунктов в зависимости от степени родства и статуса заявителя. В списке  справка 2-НДФЛ с места работы погибшего пассажира за два последних года, справка о размере пенсии родителя погибшего и даже документы, подтверждающие расходы на погребение.

Новгородский кузнец Александр Игнатьев принял участие в федеральном проекте «Журавли», посвящённом жертвам авиакатастрофы над Синаем. Он выковал одного из 224 металлических журавлей. Птичка станет частью мемориала в память о пассажирах и экипаже. 

К проекту уже присоединились несколько десятков мастеров из Санкт-Петербурга, Москвы, Пскова, Томска, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Таганрога, а также кузнецы из Беларуси, Украины, Эстонии, Израиля, Латвии и других стран.

Инициативная группа родственников обратилась к депутатам городской Думы с просьбой о помощи в создании отдельного мемориала памяти в Великом Новгороде. Проект мемориала подготовил скульптор Вадим Боровых. Предварительная смета предполагает, что на создание бронзовой части мемориала потребуется 1 миллион 300 тысяч рублей, каменной – 400 тысяч рублей. На подготовку площадки нужно 600 тысяч рублей.

Известно, что памятные мероприятия пройдут в Пскове, Выборге, Санкт-Петербурге, Москве, Удмуртии и Всеволжске.

Трагедия над Синайским полуостровом в 2015 году стала самой массовой гибелью граждан России в авиакатастрофах и, возможно, является таковой для Новгородской области. Однако ранее и над территорией нашего региона случались аварии, приводившие к гибели людей. Октябрь оказался «черным» месяцем в авиационной истории Новгородской области.

Крушение Ан-8 4 октября 1963 года

Во время ночного полета экипаж советского военно-транспортного самолета, взлетев с базового аэропорта в Кречевицах, совершил навигационную ошибку, из-за чего произошло столкновение со вторым самолетом, также базировавшимся в Кречевицах.

Ночью в облаках пилоты не видели друг друга и общались по радиосвязи. Полагая, что второе воздушное судно нагоняет их, экипаж Ан-8 принял решение ускориться. Транспортник врезался в кормовые пушки второго самолета, которые разбили стекло кабины и сразу убили пилота. Самолет рухнул на землю, в катастрофе погибли пять из шести членов экипажа. Личный состав другого самолета не пострадал.

Падение Як-40 на Карла Маркса 25 октября 1975 года

Выполнявший рейс из Сыктывкара в Ригу самолет Як-40 после незапланированной посадки на аэродроме Смольное в Ленинграде из-за погодных условий продолжил следование по курсу. Перед полетом в Новгород экипаж получил прогноз погоды: ясно, ветер слабый. Однако город заволокло очень сильным туманом; по мнению очевидцев, в Новгороде такого тумана больше никогда не было.

До этого в Ленинграде 17 из 19 пассажиров из-за опоздания рейса решили пересесть на другие виды транспорта, и в самолете осталось два пассажира и четыре члена экипажа. Борт в условиях нулевой видимости заходил на посадку, вероятно, приняв фонари на Псковской улице за огни взлетно-посадочной полосы. В 16:53 самолет снес крышу типографии на Карла Маркса, перелетел через улицу и врезался в жилой дом напротив. Помимо шести человек, находившихся на борту, погибли еще пятеро жителей дома. Часть фасада обрушилась. Дом решено было перестроить в административное здание, которое в народе получило прозвище «малый дом советов».

Авиакатастрофа спровоцировала работы по созданию нового гражданского аэропорта на базе военного аэродрома в Кречевицах, так как полеты над центром города посчитали небезопасными. Однако аэропорт на Юрьевском шоссе проработал до 1997 года, а новая воздушная гавань в Великом Новгороде так и не появилась.

Столкновение двух самолетов над Крестцами 21 января 1977 года

Еще одна военная авиакатастрофа случилась во время учений советских ВВС. Как и в случае аварии в районе Кречевиц, столкновение Ан-12ППС и Су-11 случилось ночью. По легенде три Ан-12 устанавливали радиопомехи и они же являлись для двух истребителей Су-11 объектами учебных атак. После выполнения атаки на первого постановщика помех ведомый Су-11 врезался в крыло второго Ан-12, так как пилоты не знали о том, что в небо для инсценировки радиоэлектронной борьбы были подняты три машины.

В результате рухнули оба самолета. В катастрофе погибли девять человек – экипажи обоих бортов.

Фото из архива редакции и life.ru