Сегодня Новгородская область во второй раз присоединяется к памятным событиям Международного дня пропавших детей. В 22 часа волонтёры и просто неравнодушные новгородцы зажгут свечи в память о тех, кто ещё не вернулся домой. В свою очередь «ВНовгороде.ру» решил узнать, почему дети раньше времени покидают родителей и что с этим делать.

По официальным данным, в прошлом году в Новгородской области разыскивались 337 детей. Из них 191 ребёнок ушёл из семьи, ещё 146 самовольно оставили различные соцучреждения. Всех удалось найти. До сих пор неизвестна судьба одного ребёнка — десятилетней боровичанки Вики Васильевой. В сентябре 2014 года девочка вышла из дома прогуляться  и пропала. Для её поисков привлекают самую современную технику, однако результатов это пока не принесло. Но в большинстве случаев детей находят довольно быстро. Так, 18 мая в интернете стали распространять ориентировки на  13-летнего Андрея Васильева из  деревни Плашкино Новгородского района. Уже на следующий день подростка нашли в соседнем селении.  

Дорога дальняя

Уполномоченный по правам ребёнка в Новгородской области Елена Филинкова выделяет три категории «потеряшек». Первые это дети, которых манит жажда приключений, новая жизнь с переменой места. Вторые, и таких, увы, большинство, не могут найти общий язык с родственниками или испытали насилие в семье. Часто от одних близких они убегают к другим: от строгой мамы к ласковой бабушке и т.д. Есть ещё и третья категория пропадающих. Это дети с особым заболеванием головного мозга, так называемой «тягой к бродяжничеству».     

Дети сами приходят в социальный приют, когда не находят понимания в семье. Очень часто они звонят на телефон доверия и им говорят, куда они могут обратиться. Сама цифра, почти 200 детишек, говорит о «благополучии» в  семьях, которые они покидают. Главная проблема, как правило, – ребёнка недолюбили, не выслушали. Он бежит не только от родителей, но и от самого себя, – комментирует эксперт.   

Профилактическую работу новгородские социальные службы ведут «по двум фронтам»: с родителями и детьми. И, как считает Елена Филинкова, справляются неплохо, хотя вести эту работу очень тяжело.

Семью, из которой сбежал ребёнок, ставят на учёт, отрабатывают, следят, чтобы потом всё было в порядке. Если фиксируются новые случаи насилия, привлекают к ответственности, ограничивают в правах, потом совсем их лишают. Вообще разговаривать с родителями очень тяжело. Почти всегда они уверены, что правы, - признаётся уполномоченный по правам ребёнка.

Поэтому, если ребёнок решил «собрать вещи», не лишним будет поискать причину таких поступков в себе. А в качестве «профилактики приключений» Елена Филинкова советует почаще выезжать всей семьёй с палатками за город. Такое путешествие точно удовлетворит тягу маленького кочевника к приключениям.

Дети – в школу, родители тоже

Важно анализировать причины побега ребёнка. Это сигнал, что в семье что-то пошло не так. Психолог и руководитель фонда «Звёздный порт» Татьяна Чернева называет несколько основных причин ухода. Чаще всего проблема кроется в детско-родительских отношениях. Ребёнка «давит» авторитарный режим в семье, или же он протестует против применения насилия. Причём формой физического давления может стать и оскорбление без рукоприкладства.  

На втором месте по частоте – страх быть наказанным, лишённым каких-то ценностей. Вполне возможно, что исчезновение – это форма привлечения внимания, и говорит о «внутренней заброшенности» ребёнка. Есть и те, кому просто не хватает адреналина. Кто-то соглашается на путешествие за компанию. Если же ребёнок болен, то, как правило, это сразу видно: «Здоровый ребёнок может пояснить мотивы своего поступка, больной не может сказать, почему он сбежал.  Их всё время тянет куда-то, они держатся отстранённо, им не нужна компания», - описывает симптомы специалист. Но таких историй всё-таки меньше, и тут медицинская помощь уже необходимость. В большинстве же случаев главный выход из сложившейся ситуации – диалог.

Нужно поговорить с ребёнком прямо, признать, что вы были неправы. Но и пояснить, что его методы тоже неверны. Важно понимать, что родители обычно не желают ребёнку зла. Наоборот, они – ресурс для ребёнка, и нужно учиться управлять этим ресурсом. Надо помнить, что детей рождают для счастья, они учатся на своих ошибках. Об этом мы и говорим на нашей родительской школе. Очень важно увеличивать роль папы в воспитании ребёнка, пояснять, что родитель – это друг и наставник, – рассказывает Татьяна Чернева.    

Поэтому если родитель неуверен в правильности своих методов воспитания, вполне возможно, что пришла его пора учиться.

Не теряя времени

Если ребёнок всё-таки ушёл и не выходит на связь – главное не медлить и обратиться за помощью  в правоохранительные органы. Содействие в поиске также могут оказать волонтёры некоммерческой организации «Новгород-поиск» (ранее «Поиск пропавших детей»).   

«Нам есть над чем работать, в Новгороде всё не очень хорошо с безопасностью. Наши дети очень доверчивы. С одной стороны, кажется, что они всё знают, с другой – они очень наивны», –  считает руководитель волонтёров «Новгород-поиска» Анна Швецова. Чаще всего потерявшихся находят на территории области, но бывает по-разному. Из-за близости Санкт-Петербурга подростки часто уезжают туда. Кто-то добирается автостопом, кто-то находит деньги на билет. 

В первую очередь мы распространяем информацию через социальные сети. Наша статистика показывает, что это – самый эффективный способ. Многие сами возвращаются домой, когда видят, что поднялась «информационная волна». Вообще через интернет находить детей проще. Большинство идут на контакт с волонтёрами охотнее, чем с полицией, – поясняет Анна Швецова.

Сейчас в основном составе волонтёрского отряда 10 человек. Но руководитель медиа-группы отряда Наталья Иванова отмечает, что при необходимости есть возможность привлечь ещё около 30 людей. Также волонтёры получают помощь от коллег из Луги и общества «Питер-поиск».

Полевой поиск Сурковой Галины Матвеевны, Великий Новгород, 25 апреля 2015 года

К слову, «Новгород-поиск» помогает и с поисками пожилых людей, взаимодействует с коллегами, специализирующимися на взрослых. И если сравнивать две возрастных категории, то по мнению Анны Швецовой, ситуация с пропажей взрослых более сложная, чем с детьми.

Время – основной фактор, который влияет на поиск. Чем дольше срок выжидания, тем труднее это сделать. В МВД давно убрали графу о том, что заявление о пропаже можно подать через три дня. И хотя мы постоянно напоминаем об этом в группе, многие всё равно не знают и теряют время, - говорит руководитель группы волонтёров.   

Подводя итог теме, «ВНовгороде.ру» размещает телефоны, по которым вы можете обратиться за помощью, если ваш ребёнок не выходит на связь. Во-первых, заявите о пропаже в полицию по телефону 102. Во-вторых, свяжитесь с руководителем отряда «Новгород-поиск» Анной Швецовой по номеру +7911-624-48-66. Все ориентировки пропавших размещаются в группе движения по адресу https://vk.com/poiskdetei_v_novgorod. Также мы публикуем единый всероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122. Расскажите о нём своему ребёнку. Даже если в вашей семье нет предпосылок для этой беды, осведомлённость может спасти от необдуманного поступка кого-то ещё.   

Фото из открытых источников и группы «Новгород-поиск»