Уже более четырех лет в Великом Новгороде существует Фонд помощи несовершеннолетним детям и пенсионерам «Звёздный порт». Деятельность Фонда осуществляется на средства грантов, пожертвований и собственных проектов.

О том, чем сегодня живет «Звёдный порт», нам рассказала руководитель Фонда Татьяна Чернева, которая, к слову, была одним из кандидатов на должность руководителя МБУ «Молодёжный центр «Алые паруса». Деталями этого несостоявшегося назначения Татьяна также поделилась с корреспондентом «ВНовгороде.ру».

Какие проекты Фонда действуют в настоящее время?

В июне 2015 года мы выиграли программу «Неравнодушные соседи», что позволило в третий раз перезапустить проект «Бабушка на час» и увеличить количество участников до 12. Проект востребован - нам уже приходится отказывать родителям, многие из которых готовы платить за услуги наших бабушек, которые сегодня помогают малоимущим семьям. За ноябрь 2015 года они провели 365 часов со своими подопечными детьми из многодетных и неполных семей. Проект «Делаем даже невозможное» вовлекает население в благотворительность с помощью мастер-классов. Для тех, кто хочет научиться что-то делать своими руками, это бесплатно. Но свое изделие они могут оставить Фонду, чтобы мы продали его на благотворительной ярмарке, либо же выкупить самостоятельно.

Как был воспринят специалистами проект «Родительская школа» и опыт работы с новгородскими папами, которые Вы представили недавно на VI форуме «Отец – ответственная должность» в Архангельске?

Я не ожидала такого интереса к этой теме и методике, которую я разработала сама, причем от местной власти. Вполне возможно, что в скором времени такие программы будут запущены не только в Архангельске, но и в Санкт-Петербурге.

Как много волонтеров помогает вам в благотворительной деятельности?

Обычно людей, которые поддерживают деньгами, больше. Но есть и те, занимается обновлением сайта, организацией ярмарок, мастер-классов и других мероприятий, ведет проект «Бабушка на час», ведет психологические тренинги. С новгородскими байкерами и фотографами мы провели фотосессию, средства от которой пошли в помощь подопечным Фонда.

Как изменилось Ваше отношение к благотворительности за годы работы в этой сфере?

Я склоняюсь к тому, чтобы отказаться от адресной помощи. Раньше мы выбирали одну семью или человека, страдающего каким-либо заболеванием и «вели» их на протяжении долгого времени. Сегодня часто обращаются пациенты с ДЦП, которым требуется около 50 тысяч на войта-терапию, специалист приезжает из Одессы. Одного курса, как правило, недостаточно. Я предлагаю собрать деньги на то, чтобы обучить новгородского специалиста, который мог бы оказывать помощь нашим больным. И для них это станет намного дешевле и удобнее – так мы сможем принести намного больше пользы. Еще один проект с подобным подходом направлен в помощь слабовидящим и слепым детям, которые теперь на год обеспечены музыкальными занятиями – есть и помещение, и инструменты, и педагог.

Какие еще проекты можно предложить для людей с ограниченными возможностями?

Я уже предлагала депутатам создать специальную пандусную площадку для детей-инвалидов. Такие площадки уже есть в Кирове и Ростове-на-Дону. Это будет весомая помощь для целой категории населения. В это трудное время мы должны направлять средства более осознанно.

В связи с экономической ситуацией стали ли новгородцы меньше помогать Фонду?

К сожалению, да. Во-первых, стало больше бедных. А те, кто жертвовал, стали делать это реже или меньшими суммами.

Как ведется в Великом Новгороде работа с трудными подростками?

Это достаточно актуальная проблема, и я знаю, что органы прокуратуры неоднократно указывали местной власти на необходимость комплексной работы с этой категорией детей. Мне не удается найти заинтересованность ни во исполнительной власти, ни в депутатах, хотя я уже разработала системную программу для трудных подростков. Ее отличительная особенность – акцент не на наказании ребенка, а на поощрении за то, что он смог себя от плохого поступка удержать. И ведь поощрять не обязательно финансово: можно предложить, скажем, провайдеру предоставить несколько часов бесплатного интернета. Когда ребенок совершает преступление, он часто ищет экстремальных ощущений. Надо заменить их источник и показать ему другие способы – паркур, например. Кроме того, нужно работать и с родителями.

Насколько гибкой является система грантов администрации Великого Новгорода?

Я была готова запустить программу работы с трудными подростками в тестовом режиме на небольшой группе в пять человек. Подготовила на конкурс грантов малобюджетный проект на 90 тысяч рублей, включающий аренду помещения, зарплату для одного психолога и систему поощрения. Но критерии конкурса требуют, чтобы проектом было охвачено не менее ста детей, он имел каких-либо партнеров и т.д. И это при том, что сумма гранта на все выигравшие организации составит 500 тысяч рублей.

Каким образом сегодня осуществляется поддержка некоммерческих организаций?

Приведу один пример – мы вошли в одноименную программу комитета социальной поддержки. В соответствии с принципом равных возможностей они перенаправляют к нам часть клиентов. Так вот, тариф на предпсихологическую помощь по этим условиям составляет 50 рублей 25 копеек. В то время как учреждения соцзащиты включают в этот тариф затраты на помещение, заработную плату сотрудников, налоги и все остальное.

Вы были одним из кандидатов на пост директора реорганизованных «Алых парусов» - не могли бы вы описать ситуацию со своей стороны?

В начале лета мне поступило предложение возглавить это учреждение. Для этого нужно было написать концепцию развития, которую я представила на суд комиссии. Вопросов было не очень много, в основном их интересовало, понимаю ли я, как много на этой должности хозяйственной и финансовой деятельности. Как же они удивились, когда узнали, что у меня есть диплом строительного техникума, законченного по настоянию моей мамы! По моему проекту даже построена трансформаторная будка в Крестцах. Я умею читать чертежи, разбираюсь в строительных документах, могу составить смету. Второй вопрос касался сохранения коллектива, а третий – моего умения приумножать доходы учреждения. Например, в уставе нашего Фонда прописано, что мы можем оказывать поддержку дошкольным учреждениям, направляя на их развитие средства от выигранных грантов. Все проходило довольно дружелюбно, и мне кажется, что я смогла произвести на комиссию впечатление. Единственное, что потом, когда я узнала, кто занял эту должность, было очень смешно вспоминать, как меня спрашивали: «А вы понимаете, какая это ответственность?».

Каким образом Вам сообщили это решение?

Мне сказали – в течение десяти дней вам позвонят. А на 11-й день вернулся к власти известный вам человек. Тогда же я отправилась на выставку и случайно встретила там членов комиссии, которые и сообщили мне о решении мэра. Было видно, что для них оно также стало неожиданностью. Я знаю, что комиссия остановилась на моей кандидатуре и передала мэру моё личное дело, в том числе рекомендательное письмо от уполномоченного по правам человека Галины Матвеевой. Но, по всей видимости, он даже не открывал эти документы. Я поняла, что это было политическое решение, и закрыла для себя эту тему. Благотворительность должна быть вне политики.

Какие проекты Фонд планирует запустить в ближайшее время?

26-27 декабря в КЦ «Диалог» состоится благотворительная ярмарка. А на зимних каникулах стратует проект «Территория успеха», в котором объединим «Тамболию», тренинги уверенного поведения, мастер-классы и уроки «Родительской школы». Например, транформационная игра «Тамболия» помогает найти ответы на вопросы, касающиеся жизни в целом или же, например, бизнеса. Это будет площадка, на которой все будет направлено на придание чувства успешности вне зависимости от финансового положения или статуса.

Фото из архива Фонда «Звездный порт»