Рождественское турне «Мельницы» стартовало в Великом Новгороде: два часа любимых песен и творческие планы

Накануне вечером в Новгородской областной филармонии яблоку буквально негде было упасть. Наш город снова посетила известная фолк-рок группа «Мельница» – коллектив, чьи песни одинаково уместны как в рок-клубах, так и на филармонических площадках. Новгородцы с удовольствием пели как новые, так и уже полюбившейся песни группы, апплодировали в такт музыкантам и даже после двух часов непрерывавшегося концерта вызывали артистов на бис.

А за пару часов до концерта сетевое издание «ВНовгороде.ру» пообщалось с автором сказочных образов в песнях о настоящей жизни, Хелави́сой (она же Наталья О'Шей).

Людмила Лиукконен: Наталья, расскажите о программе, которую вы подготовили для этого концерта.

Наталья О'Шей: Программа, подобранная для Рождественского тура, который стартовал в Великом Новгороде, основана на двух концепциях. Её условное название «Кровь Химеры», поскольку в 2016 году у нас вышла новая пластинка «Химера», и ровно 10 лет назад, под Новый год, вышел альбом «Зов крови».  В программу, большую часть которой составляют песни нового альбома, включили также много старых известных песен. В том числе, песни Алевтины Леонтьевой, которая с нами больше не работает, но любезно дала разрешение использовать в туре её песни.

После Великого Новгорода мы везём Рождественскую программу во Псков, Тверь, Петербург, Нижний Новгород, дадим два концерта в Москве.

В одном из интервью Вы сказали, что Вам очень нравятся саундтреки, записанные к мультфильму «Храбрая сердцем», но в России нет работ, сравнимых по качеству. Последние киноновинки, например, «Викинг», ваше мнение не изменили?

Нет. Что касается нашей группы, пока таких предложений не поступало. Хотя желание поучаствовать в создании саундтрека  есть. Но то, что сейчас происходит в озвучке российского кино, мне не нравится.

Несколько лет назад предполагалось, что мы споём песню «Волкодав» в одноимённом фильме, но в последний момент было решено, что песни там не должно быть вообще.  То же самое получилось с песней «Обряд», которая написана была по заказу Тимура Бекмамбетова для фильма «Он – дракон».

Плох солдат, не мечтающий стать генералом, а журналист – написать книгу. Вы филолог, и недавно выпустили книгу «Сказки, рассказанные в октябре». Это для вас новая ступень в творчестве, или это всегда жило в Вас параллельно с музыкой и преподаванием?

Кстати, преподавать я никогда не хотела. Так было нужно. Но мне важно, что я занималась научной работой, публиковала научные статьи на русском и английском языках в ряде европейских изданий. То, что получилось в виде книги – это вполне логичное продолжение моей исследовательской работы. Это научно-популярная работа, которая состоит из сказок и большой теоретической части. Там объясняется, зачем нашим детям нужно рассказывать сказки других народов и как это помогает формированию естественной толерантности у детей и межкультурной адаптации. Поэтому читать книгу можно детям младшего и старшего школьного возраста (сами сказки – сердце книги, выделенное другим цветом), а также взрослым.

Вы однажды признались, что мечтаете снять клип на горе Казбек, забравшись на высоту со всеми музыкантами... Не получилось пока?

Пока нет. Очень сложно затащить наверх, на метеостанцию все инструменты. Нужно нанимать пару спасательных вертолётов за БОЛЬШИЕ деньги, либо бригаду альпинистов, которые всё поднимут. Но от этой идеи я не отказываюсь!

Поэтому пока снимаете более доступные отечественные красоты. Например, в прошлом году клип «Прощай» снимали в Карелии. А наша, новгородская земля, не зацепила Вас, у нас не хочется ничего снять?

Если будет песня – непременно.

Я кстати недавно вспоминала, как в юбилей вашего города (речь про 1140-летие – прим. автора) мы с товарищами по исторической реконструкции провели здесь длинные выходные. Тогда городская администрации заплатила нам, чтобы мы жили на археологическом раскопе за пляжем. Мы ходили в своих викингских одеждах и создавали аутентичный колорит. А на следующий юбилей уже не звали...

Сегодня, в век интернета, когда всё можно найти в сети бесплатно, как вы выживаете?

Только за счёт гастролей. А с цифровых площадок всё уходит на возмещение тех денег, которые звукозаписывающие компании платят за студию, работу звукорежиссёра, выпуск пластинки и так далее.

Хотелось бы попасть на ТВ. Но на телевидении есть определённая обойма артистов, вписаться в которую достаточно сложно.

В вашем арсенале множество иностранных языков. Велик соблазн запеть на том же английском языке?

Я думаю об этом. У меня есть несколько песен на стихи Толкина, я думаю, с ними можно будет что-то сделать.

Тогда к вопросу о том, что ждать вашим поклонникам в ближайшее время? Не будет ли перерыва после последней пары лет, ставшей очень продуктивной для группы (сразу два альбома из семи с 1999 года).

Мы собираемся выпустить DVD с презентации «Химеры», которая прошла месяц назад в Екатеринбурге, она снималась в телеклубе. Сейчас я жду варианты монтажа. Есть план выпустить двойной винил «Альхимера». Скорее всего будем работать для нового «хелавистника» над моим старым, как раз англоязычным, материалом. А с Сергеем Вишняковым будем работать над новым материалом для диска «36,6».

А после таких продуктивных периодов у вас не бывает опустошения?

Бывает и это нормально. Бывает страх, что больше ничего не получится. Этот момент испуга надо пережить, перебороть и начинать работать.

Сегодня ваше творчество позволяет вам записывать дуэты с теми, кто является вашими кумирами. После творческого контакта со Шклярским, БГ, есть планы совместной работы с кем-то ещё?

Сейчас пока нет. Но ведь всё зависит от материала, я ведь не сижу и не думаю, с кем бы спеть. Если появляется песня, в которой слышится голос другого человека, тогда его нужно звать.

В канун Рождества не могу не спросить о традициях, связанных с этим праздником.

Поскольку дети у меня католики, мы уже отпраздновали католическое Рождество раньше. У нас было всё, как положено: и рождественские ярмарки, и месса, и индейка, и даже рождественская оратория Баха. Потом мы улетели в Москву, у меня были репетиции и съёмки. Новый год мы встречали с моими родителями. А 7 января дети улетают обратно, в Вену, потому что в понедельник начинается школа.

Вы такая классическая современная мама, которая успевает всё...

Я ничего не успеваю, но очень стараюсь.

Но всё же конец 2016 года для вас ознаменован победами: вы взяли две номинации в Интернет-Премии Радио Борнео — культы года: песней года стала «Любовь во время зимы», а альбомом года - «Химера»! Какая планка сегодня стоит перед вами?

Посмотрим, что получится с «Чартовой дюжиной» в этом году (хит-парад радиостанции «Наше  радио» — прим.автора), мы там номинированы по двум позициям. Вообще очень хотелось бы расширить географию гастролей, поездить наконец по Европе, съездить в Америку, вернуться в Израиль и Прибалтику. Хочется всё расширять. Мирового господства хочется (смеётся).

А зависит всё исключительно от промоутеров и интереса на местах. А для этого как раз и необходимо попадать в ротации, в те самые «обоймы», получать премии.

Справка: «Мельница» основана 15 октября 1999 в Москве. Путь из крошечных клубов до огромных стадионов занял десять лет — тут были и радикальные смены состава, триумфы на радио, признание публики и огромное количество живых концертов. Сами участники группы определяют свое творчество как фолк-рок. Лидер группы, Наталья О’Шей ака Хелависа — профессиональный лингвист-индоевропеист. В своих текстах она использует как аллюзии к индоевропейской мифологии и фольклору, так и традиции русской поэзии 20-го века. Ряд песен написан на классические тексты У.Б. Йейтса и Н.К. Гумилёва.

Фото автора