В воскресенье, 20 ноября, состоялся Всероссийский географический диктант. В нём принял участие наш корреспондент и дипломированный географ Алексей Сабельский, который решил поделиться впечатлениями с нашими с читателями.

Диктант в Великом Новгороде проводился на базе Новгородского госуниверситета в поточной аудитории №3 главного корпуса НовГУ. В зале был почти аншлаг, пришли люди разного возраста и рода деятельности. Были замечены в зале и несколько географов.

В тесте содержится 30 вопросов, большинство из них открытые (то есть без вариантов ответа). Они разделены по смыслу и сложности на три блока, в последнем даются выдержки из гимнов, стихов и рассказов о географических объектах. Примерный расчёт на школьника-отличника, взрослым людям, для которых школьные времена остались далеко позади, такой диктант может показаться довольно сложным. Но задача теста – не экзаменовать граждан, а выявить примерный уровень географического знания, чтобы корректировать дальнейшую просветительскую работу Русского географического общества.

Мне вспоминаются времена моего студенчества, пришедшиеся на 2004-2009 годы. В середине нулевых ситуация с географическим образованиям была довольно сложной. Велись разговоры об урезании часов географии в школах или даже упразднения предмета как такового и замены его на условный курс естественно-научного знания.

Многое поменялось, когда попечительский совет РГО возглавил Владимир Путин, в ноябре 2009 года работавший председателем Правительства РФ. Этот шаг широко обсуждался в СМИ, заниматься географическими исследованиями стало престижнее, а разговоры об упразднении уроков географии прекратились. Отечественная географическая наука должна соответствовать статусу второго, а затем и первого лица государства, принявшего традицию попечительства РГО у российских императоров. Хотя, надо признать, ввиду неочевидности прикладного значения географии, по уровню финансирования она наверняка проигрывает медицине или техническим наукам.

Стремление качественно поменять статус географии в стране вполне объяснимо политическими причинами. Взгляд на карту (особенно на карту проекции Меркатора) может вызвать всплеск иррациональной гордости за седьмую часть суши (на самом деле, девятую – см. №5 журнала «Наука и жизнь» за 2013 год). Набившее оскомину выражение «без географии вы нигде» перекочевало из школьных классов в газеты и на телеэкраны, а в разговорах о деятельности РГО снова стало много слов про полярные исследования и северный морской путь.

И даже внешнеполитические предприятия нашей страны стало проще объяснять через призму географии и – далее – геополитики.

За этими, безусловно, государственно значимыми задачами мы рискуем потерять истинное назначение географии, которое состоит в изучении Земли, её процессов и закономерностей, в качественном их прогнозировании, которое едва ли сейчас стало более простым делом, чем во времена отсутствия спутников и геоинформационных технологий.

Географическое просвещение – это мостик между наукой и обществом, по которому в науку идут простые мальчишки и девчонки, читавшие Джека Лондона и Владимира Обручева, мечтавшие в детстве о плотах, лодках и велосипедах, чтобы исследовать окружающий мир, пусть и не в масштабе земного шара, а хотя бы в окрестностях собственного города. Идут за тем, чтобы сделать нашу жизнь проще и комфортнее. Здорово, что география повернулась лицом к обществу. Подружится ли она с ним или останется лишь на службе государства?

***

Придя домой после диктанта, я обнаружил, как минимум, три ошибки, совершённые мной по глупости и из желания найти менее очевидный ответ, чем требовалось. Чтобы «реабилитироваться» перед самим собой, я решил пройти тест на сайте rgo.ru, где, при сохранении общего формата, выложены другие вопросы. Результат – 96 из 100. Для меня как географа это нормальный результат, хотя я уверен, что его может достичь любой эрудированный человек, для которого география – это всего лишь хобби.

Иллюстрация из открытых источников