В Великий Новгород в рамках кинофестиваля исторических фильмов «Вече» приехал народный артист России исполнитель главной роли в легендарной советской кинокартине «Человек- амфибия».
По совместительству Владимир Борисович является и председателем жюри кинофестиваля. С ним я решила побеседовать на достаточно сложную тему – проблемы и перспективы российского исторического кино. Владимир Борисович дал свою экспертную оценку состоянию нашего кинематографа, рассказал о впечатлениях от кинофестиваля, а также поделился ближайшими творческими планами.
В чём Вы видите главное отличие советского исторического кино от современного?
-В основе мировоззрения художников советского кино была коммунистическая идеология. Этот «золотой сон коммунизма» давал людям энергию жить и верить в светлое будущее, в рай на Земле. И фильмы снимались с точки зрения идеалов социализма и коммунизма. Задача нынешнего кинематографа, как мне кажется, в объективном рассмотрении российской истории и понимании того что нужно заканчивать гражданскую войну, которая до сих пор ведется в нашем обществе. Посмотрите общественно-политические передачи – там всё время сходятся «белые» и «красные», только теперь они иначе называются: либералами, консерваторами или как-то ещё. А кинематограф лечит эту рану, занимается оздоровлением российского общества.
Какой, по Вашему мнению, главный критерий хорошего исторического кино?
Историческим кино должны заниматься самые талантливые люди. И на них не надо жалеть денег государству. Россия богата такими людьми, но кроме того в обществе должна быть надежда. На волне этой надежды, веры в светлое будущее и возможности построения рая на Земле во времена хрущёвской оттепели появилось очень много талантливых людей в сфере литературы, театра, кинематографа и так далее. Вот эта энергия надежды должна быть всегда. Вот почему так много идёт разговоров о национальной идее – ведь общество, лишенное этой идеи беспомощно. Оно живет только сегодняшним днём, хотя должно быть устремлено в будущее.
В чём состоит важность исторического кинематографа для российского общества?
Он очень важен для понимания судьбы России и дальнейших путей её развития. История вообще очень политизированная наука – ей каждый пользуется в своих целях. И вот такие режиссеры, как Светлана Дружинина, плывут по бурному морю русской истории и просвещают людей в этой области.
Каким Вы видите будущее исторического кино?
Здесь я абсолютный оптимист. Я считаю, что ещё много можно снять хорошего кино. Только не надо смотреть на Запад, пытаться копировать чужую культуру. Вообще, в искусстве нельзя становится в очередь, нужно всегда быть первым. Ценится всегда индивидуальность и неповторимость.
Как Вы думаете, в чём состоит его главная проблема?
У нас проблема с прокатом. Это просто катастрофа! Сейчас прокат кино находится не в руках государства, а у частников. И, зачастую, они крутят зарубежные фильмы дурного качества, на мой взгляд.
Искусство – это всегда идеология. Только разная: консервативная, либеральна, партийная и так далее. Художник всегда с чем-то не соглашается, что-то отстаивает, что-то хочет доказать. И когда мы показываем фильмы Голливуда, там тоже просматривается идеология. Там отстаиваются интересы Америки, которые часто не совпадают с интересами нашей страны. Это нормально. Плохо, что мы их идеологию популяризируем в России.
Каковы Ваши творческие планы на будущее?
Сейчас я репетирую главную роль в спектакле Гауптмана «Перед заходом солнца». Она выйдет в декабре. До этого недавно вышел спектакль Метерлинка «Синяя птица»,который идёт три дня. Я там играю Тильтиля – ребёнка шестилетнего возраста, а моя жена играет Митиль – его сестрёнку. Наша с ней жизнь пересекается с событиями, описанными в пьесе. Мы так же, как и эти дети, прошли свой путь к Счастью.
А каково это, вжиться в роль ребёнка?
Нужно было вернуться в своем сознании на много лет назад, когда я сам был ребёнком. Важно было поймать этот особый взгляд на мир, когда он полон тайн и загадок для тебя. Это очень интересная задача. То, чем я сейчас занимаюсь – чистой воды творчество. Я счастлив, потому что я не занимаюсь рутинной работой проката в старых спектаклях, а занимаюсь поиском, каких-то вещей, которые для меня новы.
Как Вам кинофестиваль? Понравились представленные фильмы?
Очень интересный состав участников фестиваля, талантливые режиссеры, интересные фильмы. Думаю, непросто жюри будет сделать выбор.
Фото из откытых источников