В Великий Новгород в рамках кинофестиваля исторических фильмов «Вече» приехал народный артист России исполнитель главной роли в легендарной советской кинокартине «Человек- амфибия».

По совместительству Владимир Борисович является и председателем жюри кинофестиваля. С ним я решила побеседовать на достаточно сложную тему – проблемы и перспективы российского исторического кино. Владимир Борисович дал свою экспертную оценку состоянию нашего кинематографа, рассказал о впечатлениях от кинофестиваля, а также поделился ближайшими творческими планами.

В чём Вы видите главное отличие советского исторического кино от современного?

-В основе мировоззрения художников советского кино была коммунистическая идеология. Этот «золотой сон коммунизма» давал людям энергию жить и верить в светлое будущее, в рай на Земле. И фильмы снимались с точки зрения идеалов социализма и коммунизма. Задача нынешнего кинематографа, как мне кажется, в объективном рассмотрении российской истории и понимании того что нужно заканчивать гражданскую войну, которая до сих пор ведется в нашем обществе. Посмотрите общественно-политические передачи – там всё время сходятся «белые» и «красные», только теперь они иначе называются: либералами, консерваторами или как-то ещё. А кинематограф лечит эту рану, занимается оздоровлением российского общества.

Какой, по Вашему мнению, главный критерий хорошего исторического кино?

Историческим кино должны заниматься самые талантливые люди. И на них не надо жалеть денег государству. Россия богата такими людьми, но кроме того в обществе должна быть надежда. На волне этой надежды, веры в светлое будущее и возможности построения рая на Земле во времена хрущёвской оттепели появилось очень много талантливых людей в сфере литературы, театра, кинематографа и так далее. Вот эта энергия надежды должна быть всегда. Вот почему так много идёт разговоров о национальной идее – ведь общество, лишенное этой идеи беспомощно. Оно живет только сегодняшним днём, хотя должно быть устремлено в будущее.

 

В чём состоит важность исторического кинематографа для российского общества?

Он очень важен для понимания судьбы России и дальнейших путей её развития. История вообще очень политизированная наука – ей каждый пользуется в своих целях. И вот такие режиссеры, как Светлана Дружинина, плывут по бурному морю русской истории и просвещают людей в этой области.

Каким Вы видите будущее исторического кино?

Здесь я абсолютный оптимист. Я считаю, что ещё много можно снять хорошего кино. Только не надо смотреть на Запад, пытаться копировать чужую культуру. Вообще, в искусстве нельзя становится в очередь, нужно всегда быть первым. Ценится всегда индивидуальность и неповторимость.

Как Вы думаете, в чём состоит его главная проблема?

У нас проблема с прокатом. Это просто катастрофа! Сейчас прокат кино находится не в руках государства, а у частников. И, зачастую, они крутят зарубежные фильмы дурного качества, на мой взгляд.

Искусство – это всегда идеология. Только разная: консервативная, либеральна, партийная и так далее. Художник всегда с чем-то не соглашается, что-то отстаивает, что-то хочет доказать. И когда мы показываем фильмы Голливуда, там тоже просматривается идеология. Там отстаиваются интересы Америки, которые часто не совпадают с интересами нашей страны. Это нормально. Плохо, что мы их идеологию популяризируем в России.

Каковы Ваши творческие планы на будущее?

Сейчас я репетирую главную роль в спектакле Гауптмана «Перед заходом солнца». Она выйдет в декабре. До этого недавно вышел спектакль Метерлинка «Синяя птица»,который идёт три дня. Я там играю Тильтиля – ребёнка шестилетнего возраста, а моя жена играет Митиль – его сестрёнку. Наша с ней жизнь пересекается с событиями, описанными в пьесе. Мы так же, как и эти дети, прошли свой путь к Счастью.

А каково это, вжиться в роль ребёнка?

Нужно было вернуться в своем сознании на много лет назад, когда я сам был ребёнком. Важно было поймать этот особый взгляд на мир, когда он полон тайн и загадок для тебя. Это очень интересная задача. То, чем я сейчас занимаюсь – чистой воды творчество. Я счастлив, потому что я не занимаюсь рутинной работой проката в старых спектаклях, а занимаюсь поиском, каких-то вещей, которые для меня новы.

Как Вам кинофестиваль? Понравились представленные фильмы?

Очень интересный состав участников фестиваля, талантливые режиссеры, интересные фильмы. Думаю, непросто жюри будет сделать выбор.

Фото из откытых источников

Церемония открытия кинофестиваля «Вече»: как это было
 
На «Вече» в Великий Новгород приедут Дмитрий Харатьян, Кристина Асмус и «человек-амфибия» Владимир Коренев