Нам страшно признать, что наши дети не идеальны. Но не признание этого факта – сама по себе ложь, которая бьёт по детям. События в России и, в частности, в Великом Новгороде, показывают, какие сбои дает современная детоцентрическая система России. Культ ребёнка часто необратимо бьёт по подростку и рикошетит в родителей.

Расследование «Новой газеты» о детях, которых толкают на самоубийство администраторы некоторых групп «ВКонтакте», вызвало огромный резонанс: СМИ рассказали о том, как молодёжь зомбируют, развивая у ребят суицидальные наклонности. Федеральная новость тут же отозвалась в Великом Новгороде.

В одной из местных школ двое пятиклассников избили третьего. Родители намекают о давлении со стороны школы, отмалчиваются и не спешат писать заявления в полицию: «Нашим детям в этой школе ещё учиться».

С одной стороны – совершенно бытовой случай. Это взрослые научились скрывать свои истинные чувства за условностями, приличиями, страхом. Дети же, в силу возраста, открыто выражают эмоции. Поэтому открытых конфликтов в детской и молодёжной среде гораздо больше, и они гораздо острее, чем у взрослых. Не зря детское общество называют жестоким и беспощадным.

Редакция сетевого издания «ВНовгороде.ру» попыталась рассмотреть ситуацию с разных сторон.

В пресс-службе регионального МВД сообщили, что сигнал об инциденте в школе № 21 рассмотрен и взят на контроль сотрудниками по делам несовершеннолетних. Профилактическая работа ведётся постоянно.

Сейчас уже нет детской комнаты милиции, раньше была такая должность, как школьный инспектор, но её тоже давно отменили. В настоящее время организацию профилактической работы проводит подразделение по делам несовершеннолетних при территориальных отделах ОВД. Если на родителей руководством какой-либо школы будет оказываться давление, сотрудники полиции всегда отреагируют, – сообщили в ведомстве.

После новости из школы №21 в редакцию обратились несколько родителей из разных школ города. Одна из них сообщила, что в пятом классе, где учится её дочь, «травят» девочку:

Она типичная «белая ворона», не такая, как все. Случайно сломала недорогой инвентарь одному из мальчиков, он за это порвал её кофту. Когда мать девочки позвонила маме парня, та ответила «Ну должен же он как-то отомстить». А потом на родительском собрании выяснилось, что мальчик с подачи мамы инициировал письмо на имя директора. В котором просил исключить девочку из школы, – поделилась собеседница.

Вопросы «Чем я могу ещё порадовать ребёнка? Что я ещё могу для него сделать?» часто оборачиваются против родителей. Педагоги часто ничего не могут сделать, потому что общество и родители внушают им, что у детей есть только права, и нет никаких обязанностей.

Это подтверждает один из новгородских школьных психологов, который попросил не называть его имени.

Детям не хватает патриотического воспитания и внимания родителей. Первое поможет направить эмоции и энергию в правильное русло, а второе — уберечь от несправедливости. Ведь ребёнок-тиран и ребёнок-жертва – две стороны одной медали. Им часто не хватает внимания родителей и адекватной родительной реакции на поступки.

 

Руководитель Фонда «Старый Порт», психолог Татьяна Чернева считает, что гиперактивные дети очень часто становятся зачинщиками драк.

В городе у нас нет специализированного учреждения, где оказывают им помощь. в Петербурге это стоит очень дорого. К гиперативным детям необходим особый подход, лечение и поддержка. Они по всем показателям могут попадать в группы риска.

Другая сторона — дети-жертвы. Причин такого детского поведения много: гиперопека и жестокость, физические наказания и очень активные родители, забивающие детскую инициативу.

Как родителям вовремя выяснить, что их ребенок в школьном обществе жертва или агрессор?

Разговаривать с ребенком. не читать нотации, а интересоваться жизнью ребенка, не отталкивать его, стараться находить решения. Если ребенок доверяет родителю, он расскажет о своих бедах и проблемах.

Влияют ли соцсети и современные технологии на детей?

Мы все влияем друг на друга, в ребенке есть определенная почва, созданная воспитанием в семье, она и дает проблематику, а не гаджет или компьютер. Если с ребенком занимаются, играют, гуляют, читают, у него нет времени торчать в компьютере. А если он там сидит, то что в это время делают родители?

Дети современные родились в мире компьютерных технологий и глупо их туда не пускать. надо учить ребенка жить в компьютерном мире, использовать возможности учиться и переучиваться.

Не правильно запрещать и прятать компьютеры.

И тут возникает ещё одна проблема, которая чаще всего касается именно «детей-жертв». После стрессов в школе они часто пытаются найти поддержку в соцсетях, и становятся жертвами манипуляторов.

Александр Чаусов, руководитель антисектанского движения «Гнев», считает, что группы «ВКонтакте», которые склоняли подростков к суициду, имеют все признаки тоталитарной секты.

Представим, что у ребёнка очередной кризис, стресс, или просто переутомление. Он сидит в сети и находит открытое сообщество про летающих китов, например. В принципе, если посмотреть на контент группы, то ничего особо страшного там нет. Так, лёгкий налёт меланхолии, но именно с этого начинается вербовка.

К подростку в личные сообщения и друзья приходит целая бригада «добрых людей», которые начинают вести разговоры за жизнь. Точнее  о её тщетности и бессмысленности. Следующая ступень – это небольшая оплата пропуска в закрытые группы.  Она нужна, чтобы ребёнок почувствовал свою сопричастность с клубом «избранных». Далее начинается общение по закрытым группам, в личной групповой переписке, интерактивные игры с постоянным отсевом «недостойных участников». И через это идет планомерное подведение человека не к суициду даже, а к повиновению. Рецепты борьбы с этой проблемой всем известны и просты на словах, но многим они кажутся трудными: разговаривать со своими детьми

Школьные конфликты, травля и тому подобные случаи, были всегда. И, к сожалению, всегда будут. Это плохо, но неизбежно. Но далеко не факт, что каждая такая жертва пойдет вскрывать себе вены от несчастной жизни. Но, как правило, агрессоры боятся отпора со стороны жертвы. Они не ожидают его. Более того, потом они начинают сопоставлять уровень своих потерь и потерь жертвы при столкновении. И конфликт уходит сам собой.

Психологи считают, что родителям нужно разговаривать с ребёнком на равных, а вот школьным учителям, особенном молодым, это категорически запрещено.

Мы неоднократно слышали от учеников фразы в сторону педагогов «терпите, вам за это деньги платят». А разговоры эти дети слышат на кухне, поэтому воспитание нужно начинать с себя, – отмечает школьный психолог.

Фото из открытых источников