В преддверии выборов все уровни власти настойчиво декларируют, что на этот раз выборы должны быть прозрачными, чистыми, в смысле без подтасовок, сохранять структуру баланса парламентских партий, то есть, удерживать стабильность.

В качестве декларации установки правильные, остается посмотреть, возможно ли это реализовать.

И можно ли это сделать, не прибегая к отработанным уже технологиям выборов без выбора, когда любая избирательная кампания в любом случае заканчивается «победой» либо партии власти, либо кандидата, которого власть поддерживает. Сколь убедительными не были бы оппоненты, как бы они ни приветствовались электоратом – выиграет тот, кому можно приписать голоса или отписать их у оппонентов.

Но, пока власть играет в честность, надо посмотреть, сможет ли она эту честность реализовать. Честно говоря, на мой субъективный взгляд, предпосылок для этого нет.

Во-первых, власть  заказчик выборов, она же их и исполняет. Нет ни одного работающего института, способного реально выступать арбитром или инструментом соблюдения закона. Оппозиция это знает, поэтому будет биться за свои голоса на грани фола, что само по себе подразумевает эскалацию конфликтов.

Во-вторых, мощные резонансные волны социально-экономических проблем федерального центра усиливаются отрицательными резонансами регионов.

Нет ни средств, ни времени компенсировать опасные вибрации, вывести из-под их воздействия население/электорат.

Как раз наоборот, население ожидает массированная информационная атака кандидатов и партий. Политическая агитация начнёт доносить до народа то, о чём он догадывался, но не имел в сформулированном виде, сомневался, оглядываясь на зомбо-ящик. Теперь агитационная работа с населением прикроет его густой пеленой, снизит зависимость, и протрезвевший народ получит такую дозу «правды», что поствыборный рецидив недовольства населения практически гарантирован.

Закономерен вопрос, а почему власть не принимает мер для управляемого снижения издержек?

Ответ прост  власть сама по уши в системных проблемах. Правда, когда проводятся предвыборные штабы и совещания по выборам, этот диагноз не звучит так прямолинейно, иносказательные выражения и мягкие формулировки призваны исключить панику в среде, где принимаются решения, иначе дело будет совсем табак.

И тем не менее.

Вот источники, генерирующие  негативные резонансы:

- Внутриэлитные конфликты. Они в наличии как минимум в 13 районах Новгородской области. Не говоря про Великий Новгород, где только-только ушёл из горячей фазы конфликт мэр-губернатор, как  союзник губернатора в этом противостоянии Следственный комитет опять обострил ситуацию на пустом месте, отказав мэру в приостановлении ограничения на выезд, чтобы съездить на спуск подводной лодки «Великий Новгород». Прекрасно понимая, чем это чревато, губернатор занял пассивную позицию, если не сказать больше. Вот такое «замирение». Вот такие перспективы для совместного обеспечения выборов. Согласитесь, трудно сотрудничать, зная, что при удобном случае тебе обязательно «прилетит».

- Установка на блокирование проблем муниципальных образований, чтобы они не портили картину областной власти. Сделать это можно только административным воздействием на районные власти. Однако, при росте агитационного воздействия, давление будет нарастать и тут до сноса крыши один шаг.

При этом Главы районов должны возглавить списки «Единой России» и лично участвовать в дебатах. То есть, тебя давят, а ты улыбайся и говори «мерси»….Очень «технологично».

- Наконец-то открыто признано отсутствие доверия и грамотной коммуникации с бизнес-сообществом, в то время как от него зависит социальная стабильность в регионе. Если переводить с бюрократического языка на  русский бизнес не верит власти и не связывает с ней своих перспектив. Следовательно, ни спонсором, ни союзником быть не намерен.

- Федеральный центр не ставит контрольных цифр явки и голосования, новгородские власти предполагают ориентироваться на  цифры выборов 2011 года – явка 56-57%. Очевидно недостижимые в 2016 году. Кстати, именно  фальсификации 2011 года вывели людей на улицы. Уж больно символически выглядит выбор ориентиров для кампании 2016 года, а, значит, есть резон ожидать, что в ходе кампании маска кота Леопольда «давайте жить дружно» обязательно будет снята и далеко отброшена.

Таким образом, в начале предвыборного  марафона у власти нет стратегии, есть разрозненные несвязанные действия и рефлексия от понимания, что все будет непросто, а что делать неизвестно. В таких случаях решения  принимаются в последний момент под сильным влиянием ужаса от происходящего. С соответствующими  последствиями. 

Фото из личного архива автора