После терактов во Франции и Египте россиянам придётся выбирать между отдыхом и безопасностью. 

Похоже, спокойствию, в котором пребывала большая часть мира последние десятилетия, пришёл конец. Сирийский конфликт, казавшийся, по началу, чем-то далёким, теперь влияет на каждого из нас. И как он закончится уже никто не знает. То, чем мы развлекались на просмотрах голливудских блокбастеров, — все эти террористы, взрывающие мирные города ради непонятных нам идей, алчные злодеи и глупые политики, готовые поставить мир на грань глобальной катастрофы лишь бы достичь своих целей — всё это теперь реальность, но только без поп-корна и 3D-эффектов.

Мир стремительно меняется. На фоне возросшей террористической угрозы со стороны исламских джихадистов рушатся экономики государств, вчерашние союзники превращаются во врагов, а привычный уклад жизни приходится пропускать через фильтры безопасности и мер предосторожности.

Ещё вчера мы могли купить горящую путёвку, и уже на следующий день валяться на пляже, купаться в солёной воде, «слушать море в ракушке» и вкушать заморские яства по программе all inclusive. Сегодня уже ничего этого нет. Теракт над Синаем закрыл для нас Египет, сбитый российский СУ-24 с высокой степенью вероятности закроет ещё и Турцию. На очереди Тунис, Израиль и даже Европа, ещё вчера казавшаяся цитаделью безопасного туризма.

Угрозы безопасности зарубежных путешествий, помноженные на последствия внутреннего экономического кризиса, открывают для россиян возможности больше узнать свою страну, поддержать отечественную туристскую отрасль и насладиться «проверенным» сервисом южно-российских курортов. По крайней мере, наши политики именно так видят множество плюсов для развития внутреннего туризма в сложившейся ситуации. Наконец-то, люди поедут в Крым, постолимпийский Сочи и обогатятся культурно-познавательными экскурсиями по золотым, серебряным и ещё каким-нибудь «кольцами».

Но есть ли повод для такого оптимизма? Ведь проблема терроризма отнюдь не касается только полётов в неблагонадёжные страны. Россия сама не раз становилась целью боевиков и радикальных исламистов. Безопасность на общественном транспорте, даже после всех принятых мер, остаётся на почти таком же уровне, что и до серии терактов, произошедших в нашей стране. Нет никакого смысла в рамках, установленных, скажем, на железнодорожном вокзале в Великом Новгороде, если на платформы можно беспрепятственно выйти в любое время суток.

Каждый из нас должен понимать, что никакие рамки на вокзалах и в общественных местах, осмотры в зонах досмотра и работа кинологов, не способны предотвратить трагедию. Она может произойти и, как правило, происходит там, где её никто не ждёт. Никто не ждал теракта на Дубровке в Москве, также как никто его не ждал на концерте Eagle of Death Metal в парижском театре Bataclan.

К тому же, для террористов уже не важен масштаб действия, количество жертв или наличие прямой связи между терактом и их идеологией. Чтобы держать в страхе пол мира достаточно одного анонимного звонка о минировании чего-нибудь где-нибудь или одиночных акций, на вроде тех, что устраивают нынче палестинцы в Тель-Авиве и Иерусалиме. После подобных трагедий ни одно государство не в состоянии полностью обезопасить собственных граждан, просто запретив полёты, закрыв все театры или остановив общественный транспорт. Потому что невозможно остановить жизнь, даже ради её сохранения.

Единственный выход для всех нас — это принять условия существования в новых координатах безопасности, проявлять больше бдительности и заботы друг о друге, и довериться судьбе. Необходимо научиться выбирать между риском и нашими желаниями. Всем нам стоит понять, что оружие террористов — это наш страх. Что в большинстве случаев, мы не способны предотвратить теракт, но можем перестать бояться. И это наше главное оружие против тех, кто свою веру или идеи ценят больше, чем наши жизни.

Фото: бельгийские военные заменили туристов на брюссельской площади Гранд-Пляс. Michael Protst/AP

Жертвы толерантности