Новгородское автодвижение:

Летом на территории, прилегающей к театру драмы, прошёл масштабный ремонт. Он положил конец истории места, которое много лет "славилось" тренировочным полем экстремалов-автолюбителей. Сейчас площадка возле театра закрыта, жители близлежащих домов больше не жалуются на шум и большие компании молодых людей на автомобилях. Но действительно ли запрет – правильный выход в этой ситуации? Где теперь обосновались местные стристрейсеры и должны ли у них появляться официальные места сбора?

"ВНовгороде.ру" попросил ребят-автолюбитей высказаться, как они видят своё будущее и чего хотят. Их мнения – разные, но они в один голос утверждают: любители гонок – не нарушители общественного порядка, а представители особой спортивной культуры. 

"Прокачанный" стиль жизни

Наш первый собеседник – Владислав, владелец "кэгэбэшной" чёрной ретро-"Волги", опасной машины времён СССР, и любитель дрифта. 

Начнём с основ: что такое дрифт и для чего он нужен?

Дрифт – это управляемый занос автомобиля. Обычно занос – неуправляемое состояние, дрифтер способен его именно контролировать. Придумали дрифт в Японии, потом он пришёл в Америку и распространился по всему миру. Очень много аварий зимой происходит из-за неправильных манёвров. Водитель теряет контроль над управлением, не чувствует машину. Но если он умеет дрифтить, чувствовать машину, он может спокойно выйти из этой ситуации. Он не будет выкручивать руль и давить на тормоз, как это часто бывает, а выедет на повороте, на манёвре. Если обратить внимание, при дрифте колёса идут в одну сторону, а машина по инерции идёт в другую – это как раз зимняя ситуация.

 

Наверное, нужно очень хорошо знать техническую базу автомобиля?

Нужно даже больше не знать, а чувствовать машину, как машина себя поведёт на разных скоростях, понимать реакцию авто от твоих действий.

Насколько дрифт опасен?

Машина – это всегда риск, на дороге точно такой же, как в дрифте.

Можно ли где-то этому научиться?

Раньше в Новгороде была школа экстремального вождения, не знаю, есть ли она сейчас, там обучали в том числе и таким техникам. Наши ребята обучаются сами. Всё зависит от конкретного человека. Здесь мало научиться водить и нажимать педальки, нужно именно почувствовать машину. Непонимание машины – причина большинства ДТП: люди не умеют быстро перестраиваться, особенно в межсезонье, когда температуры резко меняются.

Много ли экстремалов-автолюбителей в Новгороде?

Профессионалов немного, но много людей, которые насмотрелись "Форсажа", "Такси", даже русских фильмов, "Стрирейсеров", например, и приезжают попробовать свои силы. В Старой Руссе тоже есть любители, они выбираются за город, одно время собирались у водонапорной башни (кстати, сейчас на этом месте проводится ежегодный фестиваль ретро-автомобилей – "ВНовгороде.ру"), но сейчас это место перекрыли. Есть такие в Боровичах и Пестове.

Расскажите о "прокачке" машины, она действительно необходима?

Вообще да, но для любительского уровня хватит минимальных изменений. В Новгороде есть машин десять, на которых профессионально занимаются дрифтингом, и для соревнований машину "строят". Нужно ещё понимать, что помимо дрифтинга у нас есть те, кто занимается другими видами автоспорта: драгрейсингом, например, – это гонка на короткие дистанции 402 метра по прямой. Есть, кто увлекается ретро-автомобилями, кто по автозвуку сходит с ума. Причём автозвук  не те, кто ставят сабвуфер, чтобы постоять у бабушек под окнами со своим "бум-бум", а кто целенаправленно готовит машину для соревнований. В городе у нас была одна очень прокаченная "копейка", думаю, тысяч 500 в неё вложено, не меньше.

"Копейка"?!

Прокачать можно даже "Оку". Главное в авто – задний привод и крутящий момент. Некоторые умудряются и на переднем ездить, но автомобиль будет себя иначе вести. У каждого свои предпочтения. Кому-то нравятся японские машины, кому-то американские...

Насколько легальны такие изменения и можно ли передвигаться по городу на "прокачанной" машине?

Тюнинг в Европе практически запрещён. В США есть статья "агрессивное вождение". У нас в законодательстве это не прописано.

Тогда как быть с соревнованиями?

В таких случаях обращаются в МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет), там проводят экспертизу безопасности. В Новгороде есть люди, которые узаконили свои "прокачки". Плюс если прокачанную машину вы на общественных дорогах не используете, а привозите в кузове на соревнования, то проблем не будет.

На каком положении экстремальное автодвижение в Новгороде?

В Новгороде всё неофициально.

Попытки как-либо узаконить движение были?

Неоднократно. Но проблема всегда упирается в то, что нет участка земли, где можно было бы собираться на законных основаниях, и нет финансирования, чтобы построить какую-то площадку. Даже если мы находили участок, в Воробейке, например (11 километров от Новгорода в сторону Панковки), хотели взять его в аренду, то цены владельцы устанавливали такие, что это теряло смысл. К тому же, если делать всё официально, нужны медики, пожарные, им тоже нужно платить, нужны разрешения с администрации, лицензия, много денег. Это очень большая проволока. Были разговоры и насчёт аэродрома в Кречевицах, но стоимости там просто заоблачные. Люди вполне согласны платить за время на автодроме, если бы он был. Можно было бы "прокачанные" машины сдавать в аренду: люди покатались, получили адреналин и поехали домой. Идей много, лишь бы помогли с их реализацией. Есть картодром, но это издевательство для машин, загруженность площадки и так слишком большая.

Какой в идеале должна быть ваша площадка?

Если делать площадку, то она могла бы быть многофункциональной, мобильной, приспособленной для разных направлений автоспорта: и для стритрейсеров, и для кольцевых заездов, для ралли. Для начала хватит просто обычной площадки с ровным асфальтом.

Вы считаете, что реально сделать автоплощадку финансово выгодной?

Если делать платное время, конечно. В любом случае окупаемость будет. Платные дороги же у нас окупаются.

А место у драмтеатра было подходящим?

Вполне. К тому же оно хоть было и в центре города, но относительно далеко от жилых домов и создавало на самом деле не так много шума. Да, недовольные были, но напрямую жаловаться никто не выходил.

В скобках заметим, что жалобы от граждан, и вполне официальные, всё-таки были. Другое дело, что повлиять силами ГИБДДД и МВД на ситуацию с гонками у драмтеатра было невозможно. Уже несколько лет законодательная база для привлечения к ответственноести за нарушение тишины в ночное время в области отсутствует, также как и специальные приборы, которыми замеряют уровень шума. 

Что вы можете сказать тем, кто считает вас хулиганами и нарушителями общественного спокойствия?

Пусть недовольные предложат лучшее развлечение молодым. Раньше в городе был картинг-клуб – он закрылся, мотоклуб – закрылся, а ведь людям хочется куда-то направить свою энергию. Они вкладывают деньги в машины, а не в алкоголь и клубы, в этом нет ничего плохого. В Петербурге автодвижение очень сильно развито, у нас, конечно, не так, но если появится площадка, а с ней и реклама, люди потянутся. Мы согласны уйти с улиц за город. Нужно понять: даже если перекроют всё, люди где-то будут кучковаться, это стиль жизни.

Несмотря на то, что движение в Новгороде полностью неофициально, автофестивали у нас всё-таки проходят.

"Автомир" проводил соревнование, но ведь это всё разово, так же как и "Autosation". Неофициальные какие-то сборы были часто, но "уходить в подполье" никто не хочет, а наоборот расширять движение, привлекать людей. Это такой же спорт, как футбол и теннис, просто нужно понять, что у всех разные потребности. Ни один с закрытием площадки у драмтеатра не "завязал". Понимаете, если вы играете в теннис и сломали ракетку, вы не перестанете в него играть, а купите новую. Так же происходит и здесь. Почему-то есть площадки для скейтеров, хотя про них точно так же говорили, что они шумят и мешают, дело двигалось со скрипом, были те, кто возражал, но теперь эти площадки есть. Недовольные есть в любом деле и всегда будут.

Вопросы воспитания. Автолюбителей и жителей

Несколько дней спустя "ВНовгороде.ру" встретился с Ильёй и Константином. Оба – автолюбители, участники новгородского автодвижения и организаторы уличных гонок. Константин также призёр России по "Автозвуку". Оба близко не знакомы с предыдущим интервьюером, но разговор продолжился в русле первого – об отношении официальных представителей и горожан к "неправильному" занятию молодёжи. Есть ли будущее у новгородского автодвижения и какое оно, по мнению ребят, можно решить только сообща.

Когда началось автодвижение в Новгороде?

Илья: Примерно в 2008-2009 году оно набрало популярность на другом конце России, во Владивостоке, года через три дошло до Новгорода. Изначально сама культура сформировалась в Питере, там же появились первые заднеприводные автомобили с мощными двигателями, которые позволяют заходить в управляемый занос. Если брать в общем, то всё начиналось со стритрейса и драгрейса где-то в 2001. Тогда ещё никто не знал, что такое дрифт, но все посмотрели "Форсаж" и стали драгрейсерами, гоняли по прямой 402 метра. Если говорить о себе, то мы начали примерно года с 2007.

Почему вам стало это интересно? 

Илья: А что может быть ещё? Мальчики, автомобили – это естественно. Кому-то интересно вышивать крестиком, кому-то пить в подворотне пиво, кому-то заниматься автомобилем, "валить боком".

Сколько примерно автолюбителей есть в Новгороде?

Константин: Машин 10 "от силы" наберётся для дрифта. Для драгрейсинга 20-30. Людей, которым это интересно, много, но из-за того, что нет ни развитой автокультуры, ни информации, люди в основном находят всё сами через интернет. А именно культивирования – как, допустим, у нас в городе проводятся велозабеги, кросс нации, другие соревнования, – для популяризации ничего в нашем городе не делается.

На ваш взгляд, почему?

Константин: Наверное, лучше спросить у нашей администрации. Почему закончился "Нордрейс"? Проводился на частные деньги с привлечением питерских и московских спонсоров, но руководство посчитало, что аэропорт надо продать и построили там дома, хотя они до сих пор так и не сданы в эксплуатацию. Полоса ушла в небытие, хотя она была, в принципе, нормальная. Там было, с чего начинать. Люди посчитали, что не стоит в это вкладывать деньги. Хотя, действительно, мероприятие это затратное, а когда от него придёт доход – неизвестно. Но почему-то бассейн построили, ледовый каток за государственные деньги построили, а всё, что связано с автомобильным спортом, не продвигается. Даже если взять ту же площадку картодрома в Юрьево, где будет проходить "Autosation", то она поддерживается силами исключительно частного капитала, помощи от области нет. 

Впервые автофестиваль в Великом Новгороде прошёл в 2006 году и назывался он "Новгородская дуга". Затем был переименован в "НордRACE" – под этим названием он трижды проходил на территории аэропорта в Юрьево в 2007-2008, собирал участников и зрителей со всей России. Фестиваль проходил с большим успехом, были ситуации, когда количество зрителей превышало количество билетов. Лучшим участникам заездов выплачивались денежные призы. Как это было, можно посмотреть  и почитать здесь. Отзыв, кстати, написан женской рукой.

Мне кажется, проблема отчасти в том, что по тем же гонкам у драмтеатра вас считают не спорстменами, а хулиганами.

Илья: Давайте сразу оговоримся: здесь, у драмтеатра, был не дрифт.

А что же?

Илья: Здесь собирается молодёжь плюс-минус восемнадцати лет, она ездит на недорогих автомобилях, зачастую переднеприводных, на которых дрифта быть не может. Они просто-напросто "жгут резину", устраивают шум. Это – самое натуральное хулиганство, ничего общего с дрифтом. На неподготовленном обычном пешеходном асфальте люди вставали и просто грели резину. Она разогревает битум в асфальте, появляются ямы. Конечно, при езде ты будешь греть её в любом случае, но не до такой степени. Те, кто действительно "в культуре", не собирались у "драма", а собирались в гаражах, потому что весь процесс происходит там. Время проводили с пользой. Так что от закрытия этой площадки нам ни холодно, ни горячо. Было, конечно, время, мы тоже собирались там, но не в три часа ночи.

Константин: Как раз с тем, что происходило у драмтеатра, нужно было бороться. Это только создаёт негативное восприятие дрифта в целом. Когда в прошлом году был автосейшн, в интернете очень долго мусолилась тема, что мешаете спать, такие-сякие. Даже в новостях пишут: авария, дрифтер не вошёл в поворот. Думаешь: "Господи, кто-то из знакомых", открываю, там стоит разбитая "14"-я, и дрифт тут абсолютно не при чём. СМИ это всё преподносят не так как есть.

Илья: Никто не хочет разобраться с определением, называют дрифтом любое управляемое и неуправляемое "виляние", в этом вся проблема. Было несколько мест, где собиралась молодёжь. Когда-то давно – автостоянка у "Красной избы", лет шесть-семь лет назад. В 2008 ещё там собирались, так же как у драмтеатра. Люди перешли к "коню", там тоже должны были закрыть, но почему-то так и не закрыли. Параллельно с "конём" стали собираться здесь, потому что это удобно, центр города. Да и собираться по большому счёту негде.

Инвестиции в занятость

Но ведь тот же Autosation показал, что возможность собираться легально есть.

Илья: Соревнование – это единичное мероприятие. Если говорить о каждодневных сборах, то молодёжи заниматься в городе нечем, кроме как прийти в какое-то кафе. Мы не говорим о детях, для них всё-таки есть какие-то кружки, а молодые люди лет 16-18 предоставлены сами себе.

Площадка решила бы проблемы?

Илья: Да, если бы она была бесплатна в какое-то время, например, дневное, и если бы она была в пределах доступности, а не, допустим, в Лесной. В этом плане даже аэропорт в Юрьево не слишком подходит. Нужна всего лишь ограниченная площадка в пределах города хотя бы 100 на 100 метров. 

Что для неё нужно кроме участка земли?

Илья: Место, асфальт, ограждение, и, самое главное, ответственные люди.

Если она будет в пределах города, то недовольные обязательно будут.

Илья: Они есть в любом деле. Даже несмотря на то, что Автосейшн перенесли в Юрьево, найдутся недовольные. Я думаю, что ребята, которым это интересно, стали бы следить за тем, что им подарили. 

Второй авто-мото фестиваль Autosation-2015 прошел в Великом Новгороде
В эти выходные, 8 и 9 августа, на картодроме в Юрьеве прошел второй...

Где вы собираетесь сейчас?

Илья: Да нигде. Сложилась группа людей, которые в какой-то роли всегда причастны к организации любых мероприятий. У нас уже нет потребности собираться каждый день, может, в силу возраста. Не вижу ничего такого, чтобы встретиться на выходных где-то в городе и утроить занос. Конечно, это нарушение правил, но если мы никому не мешаем и не создаём аварийной ситуации, ничего в этом нет плохо. У сотрудников ГИБДД есть более насущные проблемы, чем ловить тех, кто "валит боком". В принципе, и так все всё знают.

Пытались ли вы когда-либо выступить с инициативой?

Константин: Есть те, кто обращались. Им даже обещали площадку, но дальше вот что происходит: предложение вносят на рассмотрение, сколько оно будет идти, никто не знает.

Реально ли привлечь к автоспорту бизнес?

Илья: Это очень сложно, тогда, условно, нам троим придётся составить бизнес-план и головой отвечать за деньги "дяди". Мы не хотим этого делать. Почему тем, кто хочет играть в хоккей, область нашла денег, вышла специально на государство.

Константин: Автоспорт в Новгороде в целом не развит, не только какие-то узкие направленности, дрифт или что-то ещё. Нет автошкол, которые бы учили вождению, и учителей. Даже культура вождения на дорогах не развита, а не только автоспорт. В Питере ездят лучше. К сожалению, в автошколах у нас учат только для того, чтобы сдать экзамен в ГИБДД.

Возможно ли заинтересовать город какой-либо выгодой с развития автоспорта?

Илья: Выгоду можно найти всегда и везде, главное  просчитанная экономика. Но в данном случае город и не должен ничего получать, кроме главного дивиденда для жителей – занятости молодёжи. И это гораздо больше, чем раздать каждому по сто рублей.

Константин: Такая площадка для кого-то могла бы вполне стать началом профессиональной карьеры. Всё завязано на том, что для какого-то роста нужно ехать в Москву. Если построить хорошую площадку, люди всё равно туда потянутся.

Илья: Причём стоит построить это так, чтобы человек не захотел уезжать в Москву.

В этот момент к нашей беседе присоединился Дмитрий. Он – один из организаторов всех автомото-фестивалей "Autosation". 

Дмитрий, были ли у вас трудности с подготовкой события?

Дмитрий: В городе большая проблема со спонсорами. С договорённостями с городом проблем нет, а вот с площадкой большие трудности. У нас её просто нет. Даже картодром не рассчитан на тот масштаб, который мы хотим организовать, это примерно 3 тысячи людей.

Неудобный вопрос, но есть ли какая-то коммерческая заинтересованность в проведении у вас?

Дмитрий: Нет, это чисто наше желание, чтобы он был. С организацией времени на что-то ещё вообще не остаётся, но результат доставляет удовольствие. В фестиваль вложены личные деньги и личное лето. Есть, конечно, большая человеческая отдача: куча новых знакомых, общение.

Константин: Нужно решить всего два вопроса: где найти деньги и как всё утрясти. Город участвует в этом фестивале только одобрением на его проведение.

При подготовке приходилось ли вам сталкиваться с негативной реакцией жителей?

Дмитрий: На выходных до фестиваля мы проводили промоакцию у "Руси" и "Волны". Там стояли несколько автомобилей, играла музыка, был ведущий, который рекламировал фестиваль. И люди жаловались, что всё слишком шумно, хотя акция проходила с 13 до 15 часов один день. Недолго, и всё равно это кому-то не понравилось.

 

Закрытие сезона на автофестивале Autosation в Великом Новгороде прошло на высоких скоростях
3 и 4 октября в Великом Новгороде прошёл третий по счёту и первый...

Илья: Район Юрьева в этом плане хорош тем, что туда ходит городской автобус. На фестиваль могли попасть те же самые школьники, чтобы у них не складывалось впечатление, как у их родителей, мол всё это хулиганство. Ребята могли увидеть, что это – культура и к чему надо стремиться. С точки зрения расположения ещё удачен район Хутыни, но теперь там всё отдано под дома и с каким-то строительством будут проблемы.

Вам известны примеры небольших городов, где активно развивается автоспорт?

Илья: Давайте посмотрим на Псков. Там нет автодрома, но возможностей у людей больше. У них меньше препоны со стороны области, насколько мы знаем. В 40 километрах от Пскова есть заброшенный аэродром, который без проблем можно было бы развить. У нас тоже есть подобное в Борках, но он был построен для сельхозавиации, объём у него небольшой. Да и никто его не отдаст как работающий. У нас к сожалению, город пенсионеров. Все сидят по своим квартирам и выражают недовольство. "Нордрейс" был за городом, люди из Сибири на него приезжали, Москва и Питер как само собой разумеющееся. Были хорошие статьи в СМИ, люди с удовольствием шли, но он всё равно кончился.

Получается, всё дело в отношении?

Илья: Дело не только в отношении, в данном вопросе сходится несколько актуальным проблем, которые без комплексного подхода, в том числе и областной администрации, не решить.

Очевидно, что развитие новгородского автодвижения невозможно без инициативы "снизу" и городской поддержки "сверху". Поэтому за комментарием о сложившейся ситуации "ВНовгороде.ру" решил обратиться к Владимиру Герасимову, человеку, знакомому с автоспортом не понаслышке: начальник управления по физической культуре и спорту Администрации Великого Новгорода также руководит Новгородской областной Федерацией автомобильного спорта и сам является гонщиком, имеет звание мастера спорта. 

Несколько дней назад эти ребята были у меня, мы проговорили с ними до 9 вечера. Они написали письмо на имя заместителя мэра с просьбой отремонтировать и расширить асфальтовое покрытие на картодроме в Юрьево, где они в выходные провели очередной "Автосейшн". Мы обсуждали возможности какого-то урегулирования их вопроса, но я не уверен, что нашли полное взаимопонимание. Мне кажется, они пока не услышали и не поняли моей позиции по части безопасности площадки. Их представления немного "сказочные": раз  и появилась площадка, два – обеспечение безопасности, при этом прикладывая минимум усилий со своей стороны. Всегда хочется сказать таким ребятам: поймите, несчастные случаи бывают не только на экране, иногда они случаются и в жизни. На мой взгляд, есть два вида экстрима: бесшабашный и управляемый, и с каким мы здесь имеем дело, вопрос открытый. Есть спортсмены, которые имеют уровень, и есть любители, которые занимаются спортом, потому что им это нравится, но есть принципиальные моменты, перед которыми все равны.
Я им по-хорошему позавидовал: когда я был молод и занимался спортом, некому было подсказать, как и что правильно делать. И поверьте, приведу реальный пример: с 1995 года на протяжении 10 лет ралли-трассу обслуживали два человека, а ведь ещё перед соревнованиями нужно было подготовить свою машину. Сегодня ты смотришь на своих кумиров, а завтра убираешь за ними мусор, потому что есть обязательства перед комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов.

Во время подготовки материала ситуация с новгородскими стритрейсерами получила развитие. Председатель Молодёжной палаты при городской Думе Владислав Крутиков, наш первый собеседник, на очередном заседании молодёжного парламента обратился к депутатам с инициативой открытия в городе автодрома, где любители гонок могли бы проводить тренировки, соревнования и выставки. Теперь Владислав намерен оформить и уже официально представить свой проект.

Хочется верить, что со временем такая площадка действительно появится, потому что игнорировать сложившуюся, пусть пока и неофициально, культуру неверно. Сегодня в "теме" сотни новгородцев, но если идея с созданием площадки всё-таки осуществится, счёт может пойти на тысячи. Сетевое издание "ВНовгороде.ру" будет следить за развитием событий.

Фото Алексея Мальчука, автора, а также из личных архивов героев материала