На российских экранах – новый военный экшн «28 панфиловцев», о подвиге советских бойцов при обороне Москвы в 1941 году. В этих кровопролитных боях панфиловцы (316-я стрелковая дивизия) потеряли большую часть личного состава и командира, генерала Панфилова. В центре фильма – один из самых драматичных эпизодов, бессмертный подвиг горстки героев-панфиловцев, сдерживавших танки на подходах к Москве, у разъезда Дубосеково.

«28 панфиловцев» – фильм-драма, о дивизии, практически уничтоженной в ожесточенной битве за столицу нашей Родины. Но история панфиловцев не закончилась там, под Москвой – впереди ждала Старая Русса…

День Бородина – панфиловцы в боях под Старой Руссой

Бородино – название легендарное, и каждый школьник вам скажет, что здесь сражались русские и французы во времена Отечественной войны 1812 года. Но на новгородской земле есть свое Бородино – небольшое селение под Старой Руссой, которое тоже стало ареной ожесточенного боя: во времена Великой Отечественной войны легендарные панфиловцы наголову разбили здесь немецкую элиту, дивизию СС «Мертвая голова». А если по порядку, то…

316-я стрелковая дивизия была сформирована летом 1941 года из жителей Казахской и Киргизской Республик, ее командиром был назначен генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. Как и другие части – с Дальнего Востока, Сибири, Казахстана – дивизия спешила на выручку Москве, и успела одной из первых, бросившись в бой прямо из вагонов. Своими жизнями, массовым героизмом панфиловцы остановили на порученном им направлении немцев – в считанных километрах от Москвы. Их подвигов в этих боях не счесть – маленький отряд Василия Клочкова, остановивший танки у Дубосеково, еще меньший отряд Павла Фирстова, пять часов не дававший пройти батальону пехоты и 20-ти танкам – прикрывая отход товарищей… Многие панфиловцы стали под Москвой Героями Советского Союза, посмертно. Погиб и генерал Панфилов – геройски, под Волоколамском…

Обескровленную дивизию после битвы под Москвой вывели в резерв – на отдых и пополнение. После масштабного переформирования дивизия стала 8-й гвардейской стрелковой, ее состав пополнился сибиряками, москвичами и новгородцами. Новым командиром дивизии стал генерал Чистяков, а имя погибшего генерала Панфилова ей было разрешено носить официально. И снова – в бой!

Панфиловцев отправили воевать на новгородскую землю, в район «демянского котла». Он образовался зимой 42-го, когда в результате Демянской наступательной операции в окружение советских войск попал 2-й армейский корпус 16-й немецкой армии группы армий «Север». Бои в районе котла шли яростные, немцы отчаянно пытались спасти свои войска… Командование обеих воюющих сторон, понимая стратегическую важность района Старой Руссы, отправляло туда лучшие свои части. Так встретились на новгородской земле 8-я Панфиловская дивизия, ставшая легендой после битвы за Москву, и дивизия СС «Мертвая голова», имевшая жуткую славу даже среди немцев, всю осень «охотившаяся» южнее озера Ильмень и в одиночку разбившая три советских дивизии. И панфиловцы, и эсесовцы знали, с кем им придется иметь дело…

Создателем, вдохновителем и первым командиром «Мёртвой головы» был Теодор Эйке – ключевая фигура в истории войск СС, архитектор и начальник системы концлагерей Германии, комендант жуткого концлагеря Дахау, подозрительный, вздорный, начисто лишенный чувства юмора и снедаемый болезненными амбициями антисемит, истинный фанатик-нацист, имевший дурную репутацию даже среди своих коллег по СС. Состав «Мёртвой головы» он сформировал из охранников концлагерей, проводя жесткий отбор как по физическому, так и по расовому признаку. Требования: абсолютное здоровье, блондины ростом не ниже метра 75-ти, с чистым арийским происхождением. Три недели – боевая физическая подготовка на полигонах, неделя – в концлагере. Каждый из эсэсовцев должен был участвовать в казнях, быть непосредственным исполнителем. К началу войны подавляющее большинство солдат Эйке официально отреклось от веры – какой бы то ни было…

«Мертвая голова» сокрушила сопротивление советских войск в Литве, прорвала «линию Сталина», заслужив восторженные похвалы Манштейна. Но здесь, на новгородской земле, среди снегов и болот ее ждала дивизия, остановившая собой танки…

Первый удар панфиловцы нанесли по деревне Юрьево, занятой врагом – и уже через час гитлеровцев в Юрьево не осталось. Дорога Старая Русса – Рамушево, снабжавшая немцев в котле, была открыта. Затем гвардейцы атаковали врага в селении Ново-Свинухово – их встретили пулеметным огнем, артиллерией и танками, но Ново-Свинухово было у немцев отбито. Как следствие, перерезано для врага Старорусское шоссе. Немцы отступили, но панфиловцы упорно преследовали врага, не давая ни минуты передышки. Были взяты Подцепочье и Васильевщина, в деревне Соколово окружен полк немцев – с артиллерией, танками, бронемашинами…

Немецкое командование не на шутку встревожилось таким положением дел. Гитлеровцам отправили подкрепление, но этот маневр стал известен штабу панфиловцев – и путь «подмоге» был своевременно прегражден броском наперерез. Гвардейцы продолжили преследование, выйдя на линию опорных пунктов по Белебелковскому шоссе. С боем было взято Бородино…

«Мертвая голова», потеряв две трети бойцов, не выдержав натиска панфиловцев, отступила в леса. Миф о ее непобедимости был прочно похоронен под Старой Руссой – как и «элитный» состав (когда немцы весной 42-го с трудом прорвали кольцо окружения, от чистокровных арийцев Эйке осталось около 3-х тысяч человек, истощенных морально и физически). А панфиловцы, отбросив и почти уничтожив дивизию СС и замкнув кольцо окружения, по приказу командования двинулись к городу Холм, продолжая свой боевой путь…