«Телеграм» уступает по популярности лидерам рынка мобильных мессенджеров, но влияет на сетевую и общественную жизнь больше, чем What’sApp и Viber. Великий Новгород тоже представлен в мессенджере Павла Дурова.

По данным «Ведомостей», в «Телеграме» зарегистрированы 6 миллионов россиян, и лишь каждый десятый – активный пользователь. Несмотря на это обстоятельство, телеграм-каналы стали регулярными ньюсмейкерами в политической жизни страны, через чаты в этом мессенджере предпочитают общаться разработчики, журналисты и коммерческие писатели, сюда охотнее в последнее время приходят СМИ. Кажется, отсутствие возможности позвонить помогло занять сервису свою нишу и стать качественным новым медиа благодаря профессиональному ядру пользователей.

Эксперты отмечают, что «Телеграм» рос в 2016 году очень быстро. Год назад активных пользователей было в три раза меньше. Большинство популярных каналов появились не более года назад, и они продолжают расти.

Для понимания масштаба отметим, что топовым российский канал считается, если на него подписано несколько десятков тысяч человек, а стотысячников, кажется, ещё и нет. Российский рынок для «Телеграма» далеко не самый крупный. Для сравнения, в Иране, где отключены «Фейсбук» и «Твиттер», мессенджером пользуются около 40 миллионов человек. Настройки безопасности и шифрование сделали «Телеграм» одним из самых надёжных сервисов для общения в странах, где спецслужбы пытаются следить за гражданами через интернет.

Хит 2016 года в России – анонимные политические каналы, например, «Незыгарь» и «Методичка». Анонимность эффективно снимает барьеры и условности, позволяя людям в телеграме быть собой, а также позволяет инкогнито получать инсайдерскую информацию из окружения президентской администрации или правительства.

Функциональность в части идентификации пользователей настолько ограничена, что подписчики не видят друг друга на канале, а авторы каналов видят лишь последних 200 подписавшихся пользователей.

Помимо личной переписки, «Телеграм» предоставляет три вида сервиса: чаты, боты и каналы.

Чат – группа для общения с общим диалоговым окном. В чатах ищут работу, делятся опытом, обсуждают новости или просто флудят.

Бот – электронный сервис, который может сделать любой пользователь для своих нужд. Бот общается с подписчиками через команды и выполняет разные функции. Есть боты для СМИ, в которых можно узнать о срочных новостях или увидеть топ популярных материалов, боты для кулинаров, для спортсменов или владельцев каналов, которым нужно более сложно оформить материал или сделать опрос.

Канал – что-то вроде паблика «ВКонтакте», только без возможности комментирования. Каналы в «Телеграме» чаще всего представляют собой авторское медиа или представительство СМИ, где публикуются все подряд или самые интересные материалы.

Конечно, в «Телеграме» общаются не только о политике, веб-разработке и издательском деле. Свои подборки интересных каналов публикуют популярные медиа, вплоть до самих каналов.  Есть в интернете и сайты-каталоги, где каналы сортируются по категориям. Сетевое издание «ВНовгороде.ру» с сегодняшнего дня заводит собственный канал и представляет свою мини-подборку.

«Журналистика» – канал о новостях и трендах российской журналистики. Кто откуда уволился, кого и куда назначили главным редактором, какие новые проекты запускаются.

«Лайфхаки.тревел» – полезные советы для путешествующих и ссылки на интересные статьи. Раньше публиковали подборки дешёвых авиабилетов, теперь этим занимается «Самокатус». О путешествиях и приключениях в дороге, только фривольным языком, пишет и канал «ЛУП».

«Намочи манту» – канал о доказательной медицине. Автор публикует ссылки на статьи (часто англоязычные) о медицинских мифах и их научном опровержении. Ссылки сопровождаются аннотацией.

«Английский язык» – тут всё ясно из названия. Канал об изучении английского языка.

SoupOfTheDay – кулинарный канал. Автор растягивает рассказ о блюде на два дня. В первый день выкладывает фотографию готового блюда, сопровождая её коротким тизером. Второй день – подробный рассказ о процессе приготовления.

Ещё одна причина, из-за которой авторы упорно идут в «Телеграм» за читателями – принципиально иной, по сравнению с «Фейсбуком» и «ВКонтакте» алгоритм донесения информации. В списке контактов, чатов и каналов появление свежих публикаций будет видно, даже если пользователь отключит уведомления. Общей ленты новостей, в которой публикации быстро уходят вниз, как в социальных сетях, у «Телеграма» нет. После того, как автор канала сделает пост, за несколько дней его прочитает большинство подписчиков, заходящих в приложение регулярно. Количество просмотров поста видно каждому подписчику. Потрясающая конверсия, о которой любому паблику «ВКонтакте» только мечтать.

От новгородцев и для новгородцев

Тренд только приходит в небольшие регионы.

Автор статьи имеет собственные каналы: «Сабельский», где публикуются размышления на актуальные темы в политике, городской жизни и культуре, и «Курс молодого отца» – советы и истории из жизни об отцовстве и воспитании ребёнка.

Новгородцы тоже ведут анонимные политические каналы. Мы нашли два молодых канала: «Онфимка» и «Новгородская медийка», где политические инсайды иногда появляются раньше, чем в СМИ.

Каналы есть у журналистки Ольги Лариной, депутата думы Великого Новгорода Константина Хиврича и урбанистического проекта «Новый город».

Но пионером новгородского освоения «Телеграма» стал коммерческий писатель и редактор Павел Федоров. Он завёл свой канал «Паша и его прокрастинация» чуть больше года назад и пишет о правилах русского языка, проблемах транслитерации незнакомых терминов и использовании специфической лексики журналистами, редакторской работе и мотивации для писателей и журналистов. На него подписалось 14 тысяч человек – больше, чем у канала «Главред» трендсеттера российского копирайтинга Максима Ильяхова (кто в теме, тот оценит).

Если мы не нашли или забыли упомянуть интересный канал, ведомый новгородцами, кидайте ссылку на него в комментарии.

Фото из открытых источников