Человеку на уровне глаз видны детали, но не видно масштаба. С высоты птичьего полёта масштаб виден, но с деталями беда. В своей колонке Алексей Сабельский рассуждает, почему это важно.

Законы жилищного строительства основаны на ограничениях. Жильё и социальную инфраструктуру строят с одной очевидной целью – чтобы было удобно. Дом строят тёплым, вместительным, комфортным и расположенным недалеко от жизненно важных объектов – источника воды и энергии, продуктового рынка или магазина.  Слишком большой дом хуже обогревается, а в слишком маленьком неудобно жить. Панорамные окна были невозможны в северных домах из-за больших теплопотерь. Делать фигурные проёмы из традиционных материалов слишком дорого, да и быту подобная красота не нужна.

Во время бурной урбанизации города стали застраивать микрорайонами, отводя частные потребности людей на второй план. Так и появилась однородная застройка, задачи которой – заселить как можно больше людей таким образом, чтобы их удобнее было перемещать с места жительства на место работы.

Характерная черта таких проектов – выведенные по линейке улицы и дома, формирующие собой геометрические фигуры. Построенный специально для выполнения столичных функций город Бразилиа в Бразилии с высоты похож на самолёт. Красиво? А если спуститься пониже, то мы увидим Урюпинск. Или спальный район Великого Новгорода, с поправкой, что бразильскую столицу проектировали архитекторы-модернисты с мировым именем.

Так как главным козырем проектировщика становится красота для заказчика, об удобстве для людей думают после реализации проекта. И тогда оказывается, что широкие улицы вызывают дискомфорт, так как не соответствуют человеческому масштабу, большие дома не дают солнцу попасть во дворы, а вместо пешеходных дорожек люди используют газон, потому что так удобнее, и путь короче.

Такие микрорайоны у нас построены в Западном районе и вдоль Псковской улицы, огромный массив одинаковых больших домов возводится между улицей Державина и микрорайоном Деревяницы. Сравните площади кварталов, построенных более 50 лет назад и сейчас.

Всемирно известный датский архитектор Ян Гейл придумал для своих коллег, предлагающих красивые в формате «вид сверху» проекты и макеты довольно острое определение birdshit architects. Можете посмотреть в онлайн-переводчике, что это означает.

Birdshit подразумевает собой проекты, призванные впечатлить заказчика. Чтобы заказчик впечатлился, для него рисуют красивый и симметричный план, чтобы с высоты птичьего полёта восхищаться архитектурной мыслью. Такие проекты получаются неудобными внизу, на уровне человеческого взгляда. Ведь впечатлить надо заказчика, а не потребителя. После оплаты работ претензии по качеству реализации не принимаются.

Яркий пример – проектируемые набережные в Великом Новгороде. Выглядит торжественно.

Пользователи интернета живо представили, как это будет выглядеть в реальной жизни.

8znBUkdGY6c

Ещё раньше свои проектные предложения по обустройству набережных представили студенты и выпускники Новгородского государственного университета. У них не было заказчика, поэтому эскизы получились совсем другими. Но на тот момент государственного запроса на это не было, поэтому и сейчас эти предложения не известны чиновникам. На картинке ниже – одна из иллюстраций дипломного проекта выпускницы кафедры дизайна НовГУ Юлии Беличенко.

vn00604

Нет ничего плохого в том, что архитекторы, чтобы удовлетворить некомпетентного в вопросах организации городского пространства заказчика, рисуют красивые в формате «вид сверху» строгие геометрические формы. Плохо, когда принятие таких проектов становится нормой.

Вернёмся к опыту Бразилии.

Мэр города Куритиба Жайме Лернер, отказавшийся от дорогостоящей реализации старого генплана в пользу бюджетных решений, таких, как наземный общественный транспорт вместо подземного метро, сказал: «Ты начинаешь мыслить творчески, когда зачёркиваешь ноль у бюджета».

Если у города появляются большие деньги – а в случае Великого Новгорода средства на набережные могут прийти из федерального бюджета – велик риск пуститься «шиковать» и делать дорогостоящие проекты, пуская пыль в глаза федеральным чиновникам, гражданам и самим себе. При этом дренаж пешеходной зоны, дорожки, скамейки и урны не требуют баснословных вложений, но средства на таких проектах осваивать не так интересно.

На заглавной фотографии: недостроенная Ховринская больница в Москве, фото из открытых источников. Иллюстрация проекта набережной ООО «Институт Новгородпроект», фотоколлаж Дмитрия Андреева