Интегральные уравнения, 4 тома «Войны и мира», законы Ньютона, ДНК и РНК... Подумать только, сколько знаний из самых разных областей должен вмещать в свою голову выпускник средней общеобразовательной школы в России. То, что за границей изучают в университетах, у нас проходят в старших классах. Казалось бы, что может быть лучше? С таким огромным багажом знаний человек может применить себя в любом деле. Но это только в теории. На практике же большинство усвоенного школьниками материала забывается, так как им попросту негде применить все эти теоремы и формулы. Однако сейчас ведутся разговоры о реформировании российского образования.

Поступают самые разные предложения. Кто-то предлагает убрать из школьной программы Толстого и Достоевского мол, их произведения слишком сложны для понимания среднестатистического школьника. Кто-то выступает за возвращение астрономии в список обязательных предметов. Кто-то ратует за отмену ЕГЭ. В общем, предложений великое множество. А вот в Финляндии решили, а почему бы не убрать все школьные предметы? Вместо отдельных предметов финские школьники будут изучать события и явления в междисциплинарном формате. Так, например, Вторая мировая война будет рассматриваться с точки зрения истории, географии и математики. А при изучении курса «Работа в кафе» ученики получат комплексные знания об английском языке, экономике и коммуникативных навыках. 

Глава Департамента образования Хельсинки Марьо Киллонен так объясняет изменения:

Есть школы, в которых преподают старомодным способом то, что было хорошо в начале 1900-х годов. Но потребности сейчас изменились, и мы должны создать что-то пригодное для XXI века.

Полностью обновить систему планируется к 2020 году.

А может быть это выход и для российского образования? Сетевое издание «ВНовгороде.ру» выяснило, что думают по этому поводу новгородские преподаватели.

Елена Степаненко, преподаватель истории и МХК в среднем общеобразовательном учреждении «Лицей-интернат», а также обладатель почётного звания «Заслуженный учитель России» высказалась категорично:

Школа должна учить мыслить, а не подавать чашечку кофе.

Преподавательница английского языка и завуч «Средней общеобразовательной школы №20 имени Кирилла и Мефодия» Наталья Грудинина видит решение проблемы в введении повсеместного профильного обучения в старших классах и в отмене ЕГЭ:

Сейчас учеников не учат думать и выражать своё мнение, а «натаскивают» на последующую сдачу экзамена. Что касается реформы финского образования, я считаю что все эти прикладные навыки, вроде курса «Работа в кафе», должны изучаться в колледжах, которых сейчас очень много. А в средней школе человек должен научиться, прежде всего, думать.

А вот Елена Луковицкая, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и билингвального образования в НовГУ, считает, что за финским образованием будущее:

Недавно я читала исследование зарубежных учёных, занимающихся образованием, о том, какие способности нужно развивать в современном обществе. Так там первые места занимают критическое мышление, умение работать в команде, творческий подход к задаче. Судя по всему, финские учёные и чиновники в курсе этих исследований и уже начали перестраивать подготовку школьников. Там намного меньше бюрократического давления по сравнению с нашей системой образования, что позволяет в большей степени гибко реагировать на изменяющуюся среду. Ну и оплата труда в образовании не сопоставима с нашей, что в большей степени повышает мотивацию преподавателей.

Из всего вышесказанного следует вывод, что российская система образование определенно нуждается в доработке, но нужно ли при этом «кроить» её по зарубежным лекалам? Я считаю, что Россия должна опираться на свой исторический опыт. Всё-таки советское образование считалось лучшим в мире. Необходимо только понимать, где заканчивается развитие и начинается «натаскивание».

Фото mestavstrechi.ru