Не так давно мои коллеги, работающие в другом новгородском информационном портале, написали, что в детскую поликлинику едва-едва не вызвали полицию. Почему? А у нас ввели талоны на педиатра. Какая-то часть новгородцев, не зная о нововведении, пришла по старинке, очередь заняла. Прошаренные родители взяли талончики. Пришли родители с детьми на повторный приём. И отдельную очередь образовали многодетные и инвалиды. Навести порядок в этом хаосе практически невозможно: работающие родители спешат на работу, неработающие – домой, дела делать, бабушки-пенсионерки нервничают, потому что продукты по скидке в магазинах уже расхватали, и их собственная очередь к врачу-окулисту давно прошла. Вот и дошло чуть не до потасовки, в выяснении, кого и когда «здесь не стояло».

Три часа до дозвона

Но Департамент здравоохранения нам, пациентам, пояснил, что нагнетать не надо, и новая система пользуется популярностью у родителей. Во всяком случае, начинает приобретать популярность. И вот довелось мне вчера, 13 ноября, на собственном опыте это прочувствовать. Вечером в воскресенье – а дети любят это делать – затемпературил мой ребенок. «Эге, - смекнула я. – Надо записаться в электронной системе!» Да, действительно. Записаться мне удалось: на четверг после обеда. Но температура-то уже сейчас, но кашель не ждёт, да и кашель какой-то нехороший… Самолечением официальная медицина не рекомендует заниматься, и потому я начала звонить с 8 утра в регистратуру.

Звонок приняли в 10.47. Спустя два с четвертью часа после непрерывного дозвона. Два телефона вызова врача на дом разрывались от звонков мамочек и папочек на протяжении всего этого времени! Конечно, я не сидела, сложа руки: бегая между горячим как печка ребенком и тоже уже раскалённым телефоном, я прошла все те круги, которые проходит среднестатистическая мама. Итак, как это было.

Пять шагов, которые, возможно, вам ничем не помогут:

1. Звонок в колл-центр.

– Здравствуйте, чем могу помочь?

– Доброе утро, хочу вызвать врача на дом.

– Извините, не могу помочь.

– А что мне делать?

– Дозванивайтесь. Может, повезёт.

2. Звонок в Департамент здравоохранения Новгородской области.

– Знаете, этим вопросом занимается главврач Юхно Михаил Владимирович. Звоните ему, вот телефон.

3. Звонок в приёмную М.В. Юхно.

Добрый день. Да. Нет. Ничем не можем помочь, звоните врачу своей поликлиники, вот телефон.

4. Звонок врачу поликлиники, а также его заму ничего не дал – трубку не брали.

5. Звонок в Департамент здравоохранения, повторно:

– Вы понимаете, это же системная ошибка, сейчас десятки родителей обрывают телефоны поликлиники. Есть же цивилизованные способы: многоканальный телефон, скайп…

– А вы напишите нам письмо. Только мы его все равно Юхно переправим.

Это прямо как в мультфильме: «У меня есть для вас письмо, но я вам его не отдам, потому что у вас документов нету». Мультфильм, правда, смешной, а ситуация складывается вовсе не смешная. Это хорошо, у моего малыша температура спала, а те, кто не смог сам справится с ситуацией? Мне подсказали: вызови скорую. Но мне даже сложно представить, что будет со службой скорой помощи, если все не дозвонившиеся в поликлинику родители будут звонить туда.

Кто ошибается?

Про очереди в детских поликлиниках разговор в СМИ не прекращается: в прошлый четверг даже активисты Общероссийского народного фронта прошли по новгородским учреждениям здравоохранения, и традиционно наибольшая скученность была обнаружена в поликлинике №4 на Ломоносова и в детской на Кочетова. Но если взрослые сохраняют некое подобие спокойствия, изредка переругиваясь с особенно бойкими старушками в очереди, то детская поликлиника – это настоящий ад. Здоровые, недолеченные и совсем больные дети в небольших холлах общаются между собой и обмениваются вирусами. Там же – здоровые и не очень здоровые взрослые: непрекращающийся кашель, хохот, плач, выяснение отношений. Кто там был раз, тот не забудет, и никаких официальных комментариев не требуется: те, кто их даёт, как правило, не сидит в очередях.

Кто же ошибается? Родители, которые нагнетают и преувеличивают, или власти, которые работают на перспективу и не видят серьёзности момента «здесь и сейчас». Коль скоро довелось прийти в поликлинику №2 и мне, я, конечно же, поинтересовалась мнением мам. Говорили охотно, но фамилии просили изменить – никому неохота ссориться с медиками.

Анастасия Голенко, мама пятилетнего Тимы: «Очень душно, могли бы хоть какие-то кондиционеры поставить».

Юлия Шверт, мать двоих детей: «Проблема очередей в том, что люди приходят чуть не за два часа до начала приёма, и все толпятся. В регистратуру лезут без очереди. За талончиками моя мама сегодня ходила – ей пришлось к шести утра прийти, и то она не была первая, а талончики начали выдавать в восемь».

Екатерина Андреева, бабушка, трое детей, трое внуков: «Я здесь уже почти живу. То очередь в регистратуру, то талоны, то анализы, то очередь в гардероб, потом к врачу очередь. Питаюсь, вот, котлетами в тесте местными, регулярно. Много денег уходит на бахилы, ребенку то сок купить, то салфетки, то покушать. Мне кажется, раньше не так было. Были очереди, но не такие большие».

Невесёлые выводы

Электронной записью из опрошенных не пользуется никто: из заявленных 78 талонов к педиатру на данный участок, удобных для мам на момент их обращения к сайту, было исчезающе мало, да и слишком долго ждать – четыре-пять дней. На других участках количество талонов было больше: 200-250, но чужой участковый не своего пациента не возьмет. И если пинг-понг с пациентами напоминает «Простоквашино», то реформированная система записи – сказку про лису и журавля. Лиса-чиновник ест кашу с тарелки, да нахваливает, а журавль-пациент тук да тук, и голодным остался.

Со взрослыми очередями все проще: можно разрешить человеку лечиться дома 3-5 дней без вызова врача, как на Западе, не подозревая его изначально в тунеядстве, а основную часть пожилых пациентов от терапевтов переправить к геронтологам, потому что, как известно, лекарства от старости ещё не придумали. Врачебная нагрузка явно уменьшится. С детьми же так не получится: с ними дома останется взрослый, которому работодатель без больничного ничего оплачивать не будет, а то и уволит. Перекидывание же талончиков в любой форме «из руки в руку» ничего не решит. Кто-то говорил об электронной системе записи? Но она только дублирует «живые» очереди. Ходили слухи о врачах семейной практики, но среди моих знакомых позволить его себе смогли только две семьи…

P.S. Официальное мнение по данной ситуации мы всё же разместим в ближайшее время.

Фото из открытых источников