Каждую неделю наша рубрика рассказывает о двух-трёх материалах новгородской электронной библиотеки «Муравейник». Обычно они объединяются какой-то общей темой – музыка, воспитание детей, был даже космос! Но сегодняшние материалы связала печальная тема – равнодушие. И место – новгородское Петровское кладбище…

Храм Божий, людям не нужный…

Она стоит в центре новгородского Петровского кладбища – древняя церковь апостолов Петра и Павла. Таких, как она, в России немного. Новгородский Петропавловский храм, построенный в XII веке, сохранил в подлинных формах архитектуру домонгольского периода. За свою уникальную сохранность храм включён в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, имеет федеральный статус. С этими почётными званиями и регалиями он и гибнет – заброшенный, разрушающийся, не нужный ни государству, ни, получается, нам. Гибнет на глазах у всего Новгорода…

Место, где сейчас находится Петровское кладбище, издавна звалось новгородцами Синичьей горой – там всегда в большом количестве селились синицы. Небольшая горка возвышалась над низиной, уберегая построенный на ней храм от паводков – да и видно его было издалека. Специалисты установили, что изначально он был очень изящным, с тонкими стенами из плинфы и необычной для Новгорода «полосатой» кладкой: утопленные в растворе кирпичи чередовались с выступающими (эту кладку можно увидеть и сейчас в нескольких местах на стенах храма). Кладбища вокруг него не было – была жизнь, хотя и тихая, монастырская: храм был центром Петропавловского женского монастыря.

Судьба этого уголка, созданного для умиротворённого служения Богу, была совсем не мирной – монастырь был сожжён во времена Дмитрия Донского, затем (отстроенный) был разорён во время шведской оккупации… В 18 веке монастырь и вовсе упразднили, а церковь двух апостолов стала кладбищенской. В 1925 году службы в ней прекратились, и храм стал «музейным» памятником истории. Во время Великой Отечественной войны Петропавловская церковь была повреждена – чтобы продлить ей жизнь, в 60-х годах были проведены работы по консервации памятника.

В 1992 году древний храм на Синичьей горе был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На тот момент он находился в катастрофическом состоянии – и учёные, и общественность били тревогу. И вот, в начале 2000-х годов был создан проект полной реставрации Петропавловской церкви. Начались работы: сняли кровлю, возвели строительные леса, сделали временный защитный шатёр. Внутри и вокруг храма специалисты из Санкт-Петербурга провели археологические раскопки, сделав ряд открытий. А потом – потом все закончилось. И оживший с приходом людей, обнадёженный ими древний храм остался стоять – недоумённо, растерянно, в ветшающих с годами строительных лесах.

Он стоит так и сейчас – хотя по всем расчётам специалистов давно должен рухнуть. Стоит в благородном облике древности, держась из последних сил, словно всё еще веря – в нас…

Святая литвинка

Она была похоронена здесь же – на Синичьей горе, под сводами храма Петра и Павла. Её имя не то чтобы забыто – скорее, оно малоизвестное, тихо и скромно звучащее в сонме русских святых: Харитина Литовская

В православии днём памяти преподобной Харитины Литовской считается 18 октября. О её земной жизни достоверных фактов мало: игуменья новгородского Петропавловского девичьего монастыря на Синичьей горе, происходившая из литовского княжеского рода («из рода королей Литовских», как было написано над её мощами в церкви Петра и Павла). Остальные сведения противоречивы, и в целом сводятся в две версии её жития.

По одной версии, святая жила в 15 веке. Юная литовская княжна, она покинула родные земли из-за смуты – бежала на Русь. Русская православная вера, новгородские храмы впечатлили девушку, и она приняла постриг в Петропавловской обители под именем Харитины.

По другой версии, это было в 13 веке. Княжна из литовских земель была невестой молодого князя Федора Ярославича, брата Александра Невского. Жених при таинственных обстоятельствах умер в день свадьбы, а невесту отпустили со свадебными дарами домой, к родителям. Но безутешная княжна решила отказаться от земной жизни, приняв постриг…

Скорее всего, мы никогда не узнаем наверняка, что привело юную «литвинку» из знатного рода в новгородский монастырь. Но вот о монашеской жизни Харитины Литовской сведения единодушны – святая жила смиренно и скромно, была для сестер обители образцом чистоты и воздержания, за свои добродетели удостоена положения игуменьи.

За добродетельную иноческую жизнь Харитина Литовская была причислена к лику святых Русской православной церкви. Её считают покровительницей Литвы, а молятся ей «за разсеянных чад Божиих». Заступничество новгородской «святой литвинки» обращено к тем, кого гонит с родных земель война, бедность или политика…

«И по мраморным плитам метёт оскорбительный ветер забвенья…»

Нет на Синичьей горе близ Новгорода толп строителей и реставраторов, спасающих гибнущий храм. Нет там и толп паломников, посещающих место бывшего монастыря – обители святой Харитины. Видимо, слишком много у новгородцев и храмов, и святых… В церкви двух апостолов царит дух запустения и разрухи, и ветер неспешно гонит по дорожке к храму опадающие осенние листья. Если присмотреться, то можно увидеть – дорожка эта вымощена старинными могильными плитами. Такое вот материальное воплощение душевного убожества и равнодушия к памяти…