Накануне в областной научной универсальной библиотеке состоялся круглый стол на тему «Кино как отражение эпохи: Новгородские страницы». Мероприятие проводилось в рамках Года Российского кино.

Докладчики рассказали слушателям как на новгородской земле появился и развивался кинематограф. Так, Екатерина Михайлова, заведующая отделом использования документов Государственного архива Новгородской области, поведала о создании первых новгородских кинотеатров. В начале двадцатого века их было два - «Синхрофон» с собственной электростанцией на Софийской стороне и «Модерн» на Торговой. В то же время были довольно распространены передвижные кинематографические точки, где показывали короткие фильмы — так называемые движущиеся картинки. Новгородцы же по-разному принимали новое для себя искусство — кто-то был восхищён подобным научным и художественным прогрессом. Но были и противники, сетовавшие на то, что синематограф развращает и отвлекает от образования, о чём писалось в местной прессе.

Валерий Колотушкин, заведующий отделом использования документов Государственного архива новейшей истории Новгородской области, рассказал собравшимся о сохранившихся документах по истории кино губернии. В его докладе говорилось в том числе и том, что в начале двадцатых годов советская власть сразу смекнула о повороте документальной хроники и художественного кино на агитационные рельсы.

В записке одного из чиновников того времени было написано следующее: «Как нынче удивительно, что на плёнку можно заснять, например, вождей революций, политиков, величайших людей планеты. Так и через многие годы простой рабочий смог бы, смотря на экран, видеть перед собой вождя революции и внимать его речам». Запись датирована 1922 годом, когда Ленин был ещё жив, подчеркнул Колотушкин.

На встрече также говорили о выдающихся, знаменитых деятелях новгородского кинематографа. Михаил Эдуардович Раненко, проректор по социальному развитию и воспитательной работе НовГУ, выступил с небольшим докладом о своём отце, Эдуарде Раненко.

Таких удивительных людей, как Эдуард Васильевич, - сказал он, - я не встречал никогда. И уже, наверное, не встречу. Своим творчеством он внёс неповторимый и огромный вклад в развитие кинематографа Новгородского края. Новгород всегда попадал в его объектив волшебным, спокойным и красивейшим городом.

Творчество Раненко упомянул в своём докладе «Документальное кино как искусство» фотожурналист Александр Кочевник. Он показал фильм Эдуарда Васильевича «Где София, там и Новгород», на съёмках которого Кочевник был ассистентом.

Остались воспоминания о работе над картиной, которая длилась 2,5 месяца, - сказал Александр Алексеевич. - Раненко постоянно искал эксперимента, его не устраивал стандартный, шаблонный подход к съёмке. В результате нам удалось вместить в 10 минут хронометража всё, что мы хотели сказать о нашем городе — о его богатой истории и туристической привлекательности.

С рассказам уже о современных работниках российской киноиндустрии выступил Александр Ходяков, директор Чудовского краеведческого музея. Его рассказ был посвящён чудовцам, которые работаю на «Мосфильме» и других известных площадках. Так, например, чудовский графический художник Алексей Андреев смог поработать с Георгием Данелия над мультфильмом «Ку! Кин-дза-дза», где прорисовывал анимационные фоны для картины. Это, отметил, Ходяков, один из самых интересных моментов в создании киноленты.

Но главными персонажами в кинематографе на новгородской земле были её города. Валентина Зайцева, заведующая отделом краеведения межпоселенческой библиотеки Валдайского муниципального района, посвятила доклад фильмам, которые целиком снимались в Валдае. Их насчитали порядка 25-ти, самый известные из которых — это трилогия «Фронт».

Времена съёмок этих фильмов валдайцы вспоминают с теплотой, - сказала Зайцева. - Люди помнят как было прекрасно, когда Вячеслав Тихонов спокойно прогуливался по нашим улочкам, а жители подходили к нему и фотографировались».

Но на съёмках не обходилось и без курьёзов.

Все актёры добирались до площадки и обратно уже в костюмах. И однажды несколько из них ехали на съёмки в костюмах немецко-фашистских захватчиков. Они проехали ровно одну остановку. Потому что в салоне было такое гробовое молчание, что актёры побоялись жестокого избиения. Начало 70-х годов на дворе. Был ещё такой случай — мужчина с похмелья шёл на работу и увидел, как из-за угла выезжает немецкая мотоциклетная бригада. Про съёмки, проходившие в городе, он не знал. И сказав «ну, если уж фашисты захватили город, то я пошёл». И отправился досыпать».

Анастасия Эдуардовна Архипова, магистрант философского факультета НовГУ, в своём докладе разбирала образ Великого Новгорода, представленный в кино. По её словам, наш город привлекателен своей историчностью и сохранившимся духом времени, но у него отсутствуют приметные черты, которые ассоциируются с днём сегодняшним.

Фото автора