В новгородской электронной библиотеке «Муравейник» много историй о знаменитых людях – музыкантах, писателях и поэтах, учёных… Но сегодня хочется рассказать не о них – а о тех, чьи личность и характер во многом определили их успех, кто всегда незримо стоял за их спиной и в дни побед, и в дни поражений. Сегодняшние истории – о мамах...

История первая – Новгород, Кречевицы

Её звали Екатерина – Екатерина Александровна Лыкошина. Она родилась в 1828 году в Новгороде, в семье офицера в отставке, директора новгородской гимназии. Замуж вышла тоже за военного – Парфения Бородина, капитана лейб-гвардии Драгунского полка. Жили молодые супруги в Кречевицах, гарнизонном городке под Новгородом. Обычная офицерская семья, в которой скоро случилось прибавление – с разницей в один год на свет появились сыновья, Иван и Александр. Екатерине было тогда всего 20 лет.

Но счастливо семья жила недолго – спустя три года отец семейства, капитан Бородин, тяжело заболел. С женой и маленькими сыновьями он поехал в Петербург лечиться в военном госпитале, но вскоре умер. И для Екатерины Александровны началась жизнь, полная лишений и упорного труда. 23-летняя вдова переехала с сыновьями за Нарвскую заставу, где ей удалось с торгов приобрести дачу. Дачные строения стали сдавать в аренду, на эти доходы и жила семья. Как могли, поддерживали новгородские бабушка и дедушка, но жилось всё равно бедно.

Молодая женщина больше не вышла замуж. Она посвятила себя воспитанию сыновей – приучила их к самостоятельности и труду, научила довольствоваться малым. Она сама приготовила их к учёбе в гимназии, которую оба успешно окончили. Несмотря на тяжёлое положение, обоим мальчикам мама помогла получить высшее образование: Иван окончил Санкт-Петербургский университет, Александр – Технологический институт, а затем ещё и Институт инженеров путей сообщения.

Оба мальчика начали подрабатывать, ещё будучи гимназистами – давали уроки. На первые заработанные деньги братьями была куплена швейная машинка для мамы… А студентами они ходили на лекции пешком – по два часа из пригорода, чтобы сэкономить мамины деньги.

Про эту женщину, Екатерину Александровну Бородину, мало что известно. «За кадром» истории остался её самоотверженный труд – известный многим женщинам незаметный, героический труд матери. Для неё не была оправданием, как сейчас говорят, «трудная жизненная ситуация» – Екатерина Александровна не опустила руки. И пусть она не стала знаменитой, но её имя золотыми буквами вписали в историю России её сыновья: Иван Парфеньевич Бородин – выдающийся ботаник, академик, учёный с мировым именем, создатель и первый президент Русского Ботанического общества; и Александр Парфеньевич Бородин – знаменитый инженер-новатор, учёный в области железнодорожного транспорта, построивший первый в мире скоростной 4-цилиндровый паровоз типа «тандем-компаунд».

Оба сына всегда ценили и уважали её, свою маму. Прожившая трудную жизнь, она нашла покой и умиротворение, воспитывая внуков – с этой целью на склоне лет Екатерина Александровна переехала жить в Киев, к сыну Александру…

История вторая – Чудово, Сябреницы

Этот рассказ – о женщине совсем другого склада. Первая женщина-композитор в России, видный общественный деятель, талантливая и энергичная, она подарила миру гениального художника как бы «по ходу» своей жизни, совершенно не растворяясь в материнстве. И поначалу он даже упрекал её – например, за небрежное отношение к его школьному образованию. Но, став взрослым человеком, состоявшимся художником, он признал – только так, своим живым примером, мама помогла ему обрести свою духовную сущность, стать самим собой…

Её звали Валентина Семёновна Бергман, в замужестве – Серова. По воспоминаниям современников, это была женщина маленького роста, довольно некрасивая, обычно с суровым выражением лица. Но лицо это совершенно преображалось, когда она говорила о музыке – здесь в полной мере проявлялась её горячая, увлеченная натура. Валентина Семёновна была не только талантливым музыкантом – она сама написала несколько опер и миниатюр для фортепиано, хотя это занятие было тогда в России исключительно мужским делом.

Она была счастлива в браке, хотя замуж вышла очень молодой, в 17 лет. Её мужем стал Александр Николаевич Серов, 40-летний музыкальный критик и композитор – он был одним из её учителей, и Валентина Семёновна его обожала. Она помогала Александру Николаевичу в издании газеты «Музыка и театр», много сил потратила на сохранение его музыкального наследия.

160920166

Главным же делом в жизни Валентины Серовой стало музыкальное просвещение крестьян. Она глубоко верила в талантливость русского народа, его музыкальные способности, и с неутомимой энергией создавала крестьянские хоры, ставила «деревенские» спектакли – оперы и драмы. Это воспринималось неоднозначно. Прогрессивная общественность с одобрением отзывалась о трудах Серовой, о её любви к «серому мужику». Деревенское же начальство, старосты и священники, видели в этом крамолу – они пугали доверчивых и необразованных крестьян, рассказывая им про антихриста и конец света, и те старались обходить стороной приезжую барыню. Но глубокая вера Валентины Семеновны в своё дело, её неутомимая энергия со временем победили и эти трудности.

Одним из мест, полюбившихся Валентине Семёновне, стало село Сябреницы в Чудовском уезде Новгородской губернии. Её стараниями в селе построили крестьянскую консерваторию – Хоровой дом. А в 1912 году она переехала жить в это село, стала преподавателем пения в школе.

Жизнь простого народа, его заботы волновали Серову всю её жизнь. В 1891-92 годах, во времена неурожая и голода, она принимала большое участие в организации помощи голодающим – собирала деньги, устраивала столовые, где могли бесплатно поесть дети, женщины и старики. В революционные 1904-05 годы Валентина Семёновна, несмотря на возраст (ей было уже 60), оказывала помощь бастующим рабочим – занималась организацией питания для них самих и их детей. А после революции 1917 года она поехала в симбирскую деревню Судосево, где много лет назад создала крестьянский хор – её позвали бывшие ученики, и Серова, несмотря на возраст и парализованную руку, отправилась в путь, чтобы «увидеть перед смертью свободную русскую деревню»…

Её сын, всемирно известный русский художник Валентин Серов, вырос в атмосфере творчества, подвижничества, любви к русскому народу и веры в него. Перед его глазами всегда был яркий и живой пример его матери – трудолюбивой, целеустремленной, талантливой и увлечённой своим делом; натуры горячей, порывистой и справедливой. Её глазами он увидел русскую деревню – её беды и огромный творческий потенциал, ощутил доверчивость и преданность крестьян, отвечавших благодарностью за бескорыстный и самоотверженный труд Валентины Семеновны. Всё это отразилось в его творчестве, сформировало его мироощущение, дало развитие его таланту. За все это он ценил свою маму, и с большой любовью сказал однажды о ней: «Таких немного, я это знаю…».

Она же страстно любила его, своего талантливого, одарённого природой мальчика. При рождении дала ему своё имя: Валентина Семёновна с мужем решили, что мальчика назовут Валентином по имени матери, а если будет девочка – Александрой, по имени отца. Она с волнением следила, как рос и развивался её ребенок, как раскрывалась его личность, его талант – и написала об этом книгу, тепло и просто назвав её «Как рос мой сын». Возможно, её стоит прочесть и современным мамам, наряду с популярными практическими пособиями по воспитанию и развитию детей…

В новгородской электронной библиотеке «Муравейник» есть и другие истории, рассказывающие о матерях знаменитых людей. Но большинства из них нет в перечне материалов – их нужно искать «за кадром», за строками каждой статьи, будь она о лётчике, биологе, актрисе, адмирале или художнике. И, возможно, эти истории будут просто фразой: «родился в семье такой-то…». А остальное нам доскажут характер, образ мыслей и поступки их детей.

Фото из электронной библиотеки «Муравейник»