Уникальность представленных на выставке экспонатов в том, что изготовлены они в исконно русской старинной технике.

Вот уж не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. И Татьяна Константинова – яркое тому подтверждение. Хотя творчеством по принятым возрастным меркам она начала заниматься довольно поздно. Скажем так: уже взрослой. Впервые я встретила её в художественной студии для взрослых. Там Татьяна училась рисовать, что называется «с нуля». И вскоре её картины ничуть не отличались от профессионально исполненных работ. Спрашиваю, почему вдруг береста? Откровенно отвечает. Татьяна, вообще, очень прямой и открытый человек. Говорит всё как есть. Без лишнего жеманства и кокетства.

Художником сейчас называет себя каждый второй, – говорит Татьяна. А в бересте я могу стать если не единственной, то, во всяком случае, одной из немногих, кто делает не штамповку, а действительно занимается берестоплетением.

150920163На первой персональной выставке берестяных дел мастера представлено более 100 авторских работ. Все отличаются удивительным богатством форм и размеров – от маленьких дорожных солонок до огромных кошелей (пестерей), от изящных вазочек и шкатулок до лаптей и разнообразных детских игрушек для малышей из экологически чистого материала, так востребованного в наше время, а также корзинки и коробочки, туеса, украшенные тиснением и резьбой. Вместо традиционных полотенец, салфеток и половиков – коврики, сплетённые из лесных, полевых и луговых трав. Потому и на выставке пахнет не нафталином, а цветущим лугом.

Своим учителем боровичский мастер Константинова называет Владимира Ивановича Ярыша – основоположника школы новгородского берестоплетения и руководителя студии «Новгородская береста».

150920162

А талант от деда, Павла Прокопьевича – искусного мастера по бересте. Его изделия корзинки, солонки, лапти в своё время пользовались большим спросом в деревне, – рассказывает Татьяна.

Несмотря на то, что в современных условиях отпала необходимость в большинстве исконных бытовых берестяных предметах, потребность в изделиях, сочетающих гармонию пропорций, красоту, живую фактуру по-прежнему остаётся.

Смотри, утица, – показывает изделие действительно похожее на утку. Это для хранения «сыпучек». Только она сейчас в основном используется в качестве декоративного элемента кухни. А зря, – продолжает Татьяна. Такой берестяной сосуд не пропустит влагу, будет поддерживать оптимальную температуру, а значит, сохранит свежесть любого продукта.

А сама пользуешься в быту берестяными изделиями? – спрашиваю автора. Улыбается.

Мне жалко. Я только любуюсь. Хотя, любую мою вещицу возьми, всё можно использовать по прямому предназначению.

Работы Константиновой выглядят такими изящными, что кажется и сделать их довольно просто. Только бери подручный материал и плети.

Не всё так быстро, – рассказывает мастер. Сначала бересту необходимо заготовить. На это отводится всего неделя, пока идёт процесс сокодвижения. Именно в этот период кора с деревьев легко обдирается. Не успел – жди следующего сезона.

150920164Вообще, это очень тяжелый труд. Можно сказать что мужской. Конечно, когда мастеришь маленькие солоночки, то бересту расщепляешь на тонкие пластинки. А когда большие вещи
делаешь, такие как заплечный короб, то, конечно, требуется не малая сила рук. Надо так протянуть, чтобы в изделии не было отверстий. Или вот – детская люлька. Она настоящая. Внизу палочки проложены, ребёнка выдержит. Это меня попросили под заказ сделать. Вообще, все это сегодня востребовано. Но мне не продавать хочется, а видеть и общаться с людьми, – признаётся Татьяна.

Изделия Татьяны Константиновой ежегодно представляются на различных выставках, ярмарках, конкурсах и фестивалях народного творчества. В 2015 году она стала лауреатом II степени на Всероссийском фестивале мастеров народной игрушки в Липецке. В этом году её «Танцующие куклы из бересты» заняли I место в номинации «Живая традиция», в конкурсе традиционной народной куклы и игрушки «Кукольные истории» в рамках Всероссийской выставки в Перми. В настоящее время кукла «Перепляс» принимает участие в Международном этнографическом фестивале-конкурсе изобразительного искусства и народного творчества «Ethno Art Fest» в Лондоне.

Фото автора