На фестивале малой авиации в Любытино я впервые побывала в прошлом году. Необычный формат проведения праздника понравился. Вот и на этот раз, рассчитывая хорошо провести выходной, а погода этому способствовала, решила съездить в соседний район.

Любытинский фестиваль начался для меня с приятных удивлений.

Во-первых, в отличие от прошлого года, когда место для стоянки автомобиля пришлось искать, в буквальном смысле, под свободным кустом, нам предложили остановиться на организованной парковке, чем мы, конечно, охотно воспользовались. В разговоре с главой Любытинского района тимофеем Гусевым выясняется, что это не единственное нововведение праздника.

Первый год мы просто слетелись, полетали, кто смог попробовал. На второй год поставили перед собой более широкую задачу – сделать мероприятие более зрелищным, соответственно больше к нему подготовиться. Сейчас ещё больше амбиций. За год обустроили быт пилотов. Если раньше у нас были просто палатки, теперь есть гриль-домик, баня, организовано питание. Ещё в прошлом году вы бы здесь не прошли, кругом были лесные заросли, – глава района показывает на смотровые площадки. А сейчас люди могут прогуливаться, есть место для кемпинга, построены ангары для самолётов, приступили к строительству конюшни, и в следующем году гости фестиваля смогут покататься и на лошадях.

Впрочем, зрителям и в этом году развлечений хватало. В течение всего дня работал верёвочный парк, проходил фестиваль красок. Вечерняя ультурная программа обещала концерт, зажигательный open-air и фейерверк.

Но, всё-таки самое главное, на что приходят смотреть гости фестиваля это мастерство пилотов. Такие фигуры высшего пилотажа, какие выполняет Андрей Беспалов под силу единицам.

Район полётов очень красивый, – делится своими впечатлениями Чемпион мира. Очень много характерных ориентиров. Летать приятно здесь и находиться тоже.

В это время в небо взлетает очередной самолёт с парашютистами на борту. На земле действия пилота комментирует лётчик-инструктор Сергей Горбунов. Кстати,это тоже одно из нововведений фестиваля. И, как оказалось весьма познавательное.

Оказывается, скорость движения парашюта во время прыжка составляет 5 метров в секунду. Это как прыгнуть с первого этажа, и лучше поверить на слово, тем более что эксперимент может нанести существенный вред здоровью. Почему же такого не происходит при прыжке с 1000 метров? Комментатор рассказывает об определённой технике поведения парашютиста. Благодаря ей, и, конечно, наработанному мастерству он приземляется на заданную точку, которая на момент начала прыжка сужается до размеров чайного блюдца.

Следующий пункт программы фестиваля – демонстрация пилотной техники в деле. На взлётную полосу выезжает «Пеликан». Единственное в своём роде плавающее воздушное судно. Его разработчики Александр Никитин и Владимир Тимощенко не являются конструкторами. На изобретение вдохновило любимое увлечение. Теперь лётно-плавающая машина служит своим авторам. Из Любытино до Санкт-Петербурга довозит за пару часов, пролетая над бездорожьем и пробками. Словом, для кого-то мечта, а для кого – обычное средство передвижения.

Впрочем, малая авиация всё активнее стремится потеснить наземный транспорт, и делает это вполне успешно. С каждым годом возрастает количество пилотов-любителей. Собственный самолёт – удовольствие весьма дорогое, но не дороже внедорожника.

На машине ездить намного опаснее, – уверен Михаил Качковский. Сколько раз вам попадается машина по «встречке»? Каждые 30 секунд. А во время перелёта ни одного воздушного судна. Это быстрый и хороший транспорт, – рассуждает бизнесмен из Санкт-Петербурга. И в этом случае, у отечественной авиационной отрасли есть все перспективы для развития.

В Любытино к такому развитию событий уже начали готовиться, а заодно и к осуществлению главной задачи Фестиваля – созданию лётно-спортивной школы.

У нас уже зарегистрирован лётно-спортивный клуб. В настоящее время решаем вопросы привлечения в район пилотов-инструкторов. Двое уже приобрели земельные участки и строят здесь дома. Мы планируем развивать детско-юношеский спорт не на подачки, а работать системно, в том числе и за счёт привлечения бизнеса. Будем учить летать состоятельных людей из Москвы и Санкт Петербурга. Тем более что сегодня у нас на территории создаются все условия для комфортного проживания и отдыха, и небо в отличие от столичного – всегда свободно, – делится предстоящими планами Глава Любытинского района Тимофей Гусев.

К сожалению, у нас этот спорт практически забыт. Хотя Советский Союз был законодателем мод в этом виде спорта, – рассказывает Андрей Беспалов. Мы выпускали самолёты – лучшие в мире. Вот это – образец легендарного ЯК-52, – показывает на рядом стоящую машину. Он разработан ещё в начале 70-х годов. Настолько удачная конструкция, что эти самолёты до сих пор пользуются популярностью во всем мире. Не так давно ЮАР инициировала проведение чемпионата в классе ЯК – 52. Я видел английские группы, которые исключительно на ЯКах летают, то есть в мире они очень востребованы. А мы прекратили их производство.

От грустных мыслей нас отвлекает восторженные возгласы местной детворы. Они на фестивале самые многочисленные и благодарные гости. Да и где ещё можно осуществить мечту – увидеть родной посёлок с высоты птичьего полета . И может быть навсегда влюбиться и в эту землю, и в это небо.

Фото автора