Что не так с новым фильмом про самого известного супершпиона всех времён и народов?

На первый взгляд продюсерам шпионского сериала «пятидесятилетней выдержки» переживать особо не о чем. Новая история об агенте на службе Её Величества уже в первый уикенд собрала в мировом прокате 296 миллионов долларов при трёхсотмиллионном бюджете на производство.

Если так и дальше пойдут дела, то создатели «Спектра», 24-го фильма о Джеймсе Бонде, смогут приблизиться к собственному рекорду по сборам трёхлетней давности, когда «007: Координаты Скайфол» впервые за всю полувековую историю экранизации романов Яна Флеминга собрал более миллиарда долларов.

Тогда успеху фильма в немалой степени способствовал удачный дебют бондианы в Китае. После провального релиза «Джеймс Бонд 007. Квант милосердия» это была оглушительная победа, давшая кинокомпании EON Production шанс вывести популярную франшизу из кризиса жанра.

Однако новый фильм об агенте с двумя нулями, вышедший в российский прокат 6-го ноября, показал, что удачное «возрождение из пепла» может быть не таким уж и продолжительным. Потому что ни за высокооктановыми гонками по ночному Риму, ни за забавными и почти бесполезными гаджетами из арсенала Кью, ни за винтажными шутками главного героя, ни благодаря таланту оскароносного режиссёра Сэма Мэндеса, создатели фильма не смогли скрыть проблему откровенно слабого сценария, из-за которой когда-то и провалился «Квант милосердия».

Если убрать всё то, что делает Бонда мировым брендом, то «Спектр» мало чем будет отличаться от стандартного голливудского боевика с многомиллионными спецэффектами и отсутствием какой-либо логики в сюжетной линии.

При всём богатстве выбора глобальных угроз, мирок супершпиона до сих пор крутится вокруг одних и тех же злодеев, больше досаждающих ему лично, чем окружающему миру.

Подобный фаворитизм в отношениях превратил некогда уверенного в себе шпиона с утончёнными манерами в человека, которому точно есть о чём рассказать своему психотерапевту. Чего стоит только то, что заядлый враг, преследуемый агентом MI6 на протяжении шести предыдущих фильмов, оказывается чуть-ли не родственником, убившим своего отца из ревности к приёмному голубоглазому брату?

Сценаристов бондианы можно понять. Романы Флеминга закончились ещё на фильме «Лицензия на убийство». После чего всё, что удавалось делать продюсерам франшизы последние 26 лет — это лавировать между предпочтениями зрителей разных поколений, пытаясь не отстать от модных трендов в киноиндустрии, используя фирменные флеминговские «фишки» ради поддержания образа, созданного английским писателем полвека назад.

Никакого сюжетного прорыва за это время не случилось, за исключением разворота на 180 градусов с образом самого Джеймса Бонда в фильме «Казино Рояль». Тогда такого Бонда увидеть не ожидал никто. Но, со временем, публика приняла Дэниела Крейга и даже сделала его самым популярным актёром в этой роли со времён Шона Коннери.

Вполне возможно, именно поэтому продюсерам и режиссёрам снова пришла идея устроить разрыв шаблона в восприятии Агента 007, намекнув на то, что после ухода Дэниела Крейга на главную роль могут пригласить темнокожего актёра Идриса Эльбу — звезду сериала «Лютер». К тому же, гораздо лучше, когда пресса обсуждает фамилию и цвет кожи актёра, а не дефицит сценарных идей.

Однако, пятидесятилетний опыт франшизы показал, что каждый Бонд достоин своего поколения зрителей. И в этом, возможно, кроется успех «Спектра», так как команда его создателей не боится ориентироваться на ожидания публики, вместо того, чтобы блюсти пыльные каноны приверженцев классического образа британского шпиона. Тем более, что великолепный актёрский состав, Aston Martin DB10 и крутящий «бочки» вертолёт, оставляют далеко позади все мысли относительно странных причинно-следственных связей в сценарии фильма.

Фото: Дэниель Крейг в роли Агента 007 в фильме «Спектр». Фото Allstar/United Artists