Выбираем авто с пробегом: советы профессионала

Выбор и покупка автомобиля, особенно на вторичном рынке б/у машин непростая задача для новичка. Как выбрать автомобиль с пробегом, чтобы он через короткое время не омрачил радость от его приобретения мы решили спросить у руководителя Центра автомобилей с пробегом Автоцентра «Мандарин» Алексея Фролова.

Алексей, когда покупатель выбрал автомобиль, который хочет приобрести, с чего ему лучше начать свою проверку?

Рекомендую начать с личности автомобиля, она удостоверяется Паспортом технического средства (ПТС). Это очень важный документ, в нём отражены сведения обо всех владельцах, нынешний хозяин, год выпуска, цвет и тип кузова, идентификационный номер. Обратите внимание, что текст в документе никогда не заполняется от руки.

Необходимо сверить данные из ПТС с показателями самой машины. Бланк ПТС, как и денежные банкноты, выпускается на предприятиях «Гознака» и защищён микротекстами и водными знаками. Текст на голограмме должен легко читаться и быть хорошо виден. С обратной стороны в левом верхнем углу, расположен голографический знак меняющий цвет с ярко-зелёного на серый.

Советую особое внимание обратить на сверку данных: 

– год выпуска техсредства (входит в состав идентификационного номера, он часто пишется на креплениях ремней безопасности и стёклах);

– идентификационный номер автомобиля (VIN-код) состоит из семнадцати цифр. Только на старых отечественных автомобилях или японских, выпущенных для внутреннего рынка, этот номер может отсутствовать;

– модель и номер двигателя. Все знаки на площадке двигателя должны быть читаемыми и чёткими. В случае, если цифры слабо видны или повреждены коррозией, должно быть полицейское заключение экспертизы. Иначе может возникнуть подозрение, что номер перебивался в мошеннических целях;

номер рамы или шасси (актуален для внедорожников);

 номер кузова можно найти в салоне под пассажирским сиденьем или под капотом. Будьте внимательны, номерные панели не должны быть перекрашены.

Как можно уберечься от недобросовестных продавцов-мошенников?

Сегодня проверка автомобиля на факт угона или другого криминального прошлого может пройти в любом отделении или посту ДПС. Если вы покупаете автомобиль с пробегом из салона, то, возможно, услугу проверки автомобиля на «чистоту» вам предоставят. Не стоит пренебрегать этим. Например, в нашем салоне такая услуга существует в рамках программы «Гарант сделки».

Какую полезную информацию следует потенциальному покупателю извлечь из сервисной книжки автомобиля?

Сервисная книжка отражает информацию о последних заменах жидкостей или официальных ремонтах. Если ремонтные работы производились очень давно, присмотритесь к работе двигателя и состоянию ходовой части.

У многих возникает вопрос, как идентифицировать повреждения кузова автомобиля?

На вторичном рынке больше половины автомобилей в прошлом побывали в авариях, поэтому осмотр кузова очень важен при выборе авто. Не беда, если он перекрашивался из-за некачественной заводской покраски. Страшнее, если покраской владелец маскировал следы серьёзной аварии. Она могла повлиять на качество ходовой части и геометрию кузова. 

Перед проверкой кузова автомобиля убедитесь, что он чистый. Советую осмотреть поверхность кузова, чтобы проверить качество лакокрасочных материалов и наличие коррозийных пятен. Покрытие должно иметь однородную структуру и одну цветовую тональность. Разность зернистости у оттенков металлик, шагрень, подтеки в виде застывших капель, помутнения, разводы – все это даёт вам повод задать пару лишних вопросов продавцу. 

Не забудьте проверить автомобиль на наличие коррозии. Основные участки, где она возникает пороги, днище, крылья, колёсные арки, можно проверить с помощью магнита. Воздух, который скопился в расслоившемся от коррозии металле, помешает плотному сцеплению. Будьте бдительны! Плотный слой антикоррозийного покрытия лучше всего маскирует ржавые места.

Не ленитесь и загоните автомобиль на эстакаду, если нет такой возможности, то воспользуйтесь зеркалом. Осмотрите днище внутри салона на водительском месте под ковриком, простучите отвёрткой, тонущие или глухие звуки свидетельствуют о наличии коррозии. Дефекты поверхностей кузовных деталей вмятины или выпуклости также говорят о ремонтных работах низкого качества.

Встаньте перпендикулярно осматриваемой поверхности и обратите внимание на следующие нюансы: вдоль капота, крыши, левого и правого бока машины. Вам сразу будут видны все неровности. Подозрительные места проверьте магнитом. Приложите его и проведите вдоль. Запомните, что обильное количество шпатлёвки снижает притяжение магнита к железу.

При проверке деталей кузова обратите внимание на то, что зазоры должны быть равными по всей длине. У зарубежных автомобилей зазоры от 3 до 5 миллиметров, у российских немного больше. Навесные детали (двери, крышки капота и багажника) в закрытом состоянии не должны выступать, места стыков в идеале ровные и симметричные. Проверьте, чтобы все навесные детали хорошо и одинаково закрывались, без приложения дополнительных усилий. Проблемы могут свидетельствовать о нарушении геометрии кузова.

Оцените расположение двигателя, если он имеет углы наклона и находится не горизонтально, вероятно, автомобиль побывал в аварии с лобовым столкновением. Уделите особое внимание лонжеронам, сколы ЛКП или складки железа говорят о деформации кузова, видимо, перед продажей автомобиль «вытягивали».

Важным моментом при покупке машины с пробегом является выявление точности геометрии кузова. Как определить эту деталь?

Конечно, точность геометрии кузова, проверьте по контрольным точкам на специальном стенде. Другой вариант при управлении автомобилем. Нарушение геометрии покажет не правильный угол колёс, стоит только отпустить руль автомобиль будет уводить в сторону. При наличии таких повреждений лучше отказаться от покупки.

Расскажите, каким образом проверить двигатель, тормозную систему и подвеску?

Начнём с двигателя, ведь он  сердце автомобиля. Будьте требовательными при осмотре двигателя, и обязательно обкатайте автомобиль. У автомобилей старше 5 лет идеальной чистоты под капотом быть не может  вы увидите копоть и остатки смазочных материалов. Идеальная чистота будет свидетельствовать о том, что двигатель промывался во время ремонта. Капитальный ремонт двигателя очень старых машин  это хорошо, но стоит поинтересоваться по какой причине он производился.

При включении зажигания посмотрите на показания датчиков на приборной доске, наличие неисправностей система выдаст самостоятельно. При запуске двигателя красным должен гореть только датчик включённого стояночного тормоза  «ручника». После разблокировки ручника индикатор должен погаснуть. Заглушите двигатель и снова быстро включите зажигание, мигание датчика аварийного давление масла покажет неисправности двигателя. 

Снова запустите двигатель и осмотрите его. Загляните в расширительный бачок: если там есть пузыри, это свидетельствует о поступлении газов в систему охлаждения двигателя. это может означать, что прокладка головки блока неисправна.  Также одним из признаков неисправности двигателя является изменения цвета выхлопных газов. Идеально, если цвет будет бледно-голубого оттенка. При работающем двигателе приложите салфетку к выхлопной трубе. Если на салфетке останутся маслянистые пятна, значит поршневые кольца неисправны. Чёрный цвет выхлопных газов покажет на исправность топливной системы. При работающем на холостых двигателе заткните выхлопную трубу, если он не заглохнет  это выявит неисправность выхлопной системы.

Что касается тормозной системы. 

При осмотре тормозных колодок, обратите внимание на толщину накладок. Степень износа должна быть равномерной, это говорит о качестве работы цилиндра. При проверке на ходу оцените тормоза. Поочерёдно несколько раз разгоняйтесь и резко тормозите. Если при тормозе автомобиль «клюёт носом» или проседает назад при разгоне имеется проблема с амортизаторами. Следует оценить рисунок тормозного пути: его неравномерность  признак того, что тормозная система не в норме. С помощью остановки на спуске проверьте работу ручного тормоза. При торможении не должно быть подозрительных звуков – скрежета и скрипов.

Если машина оборудована ABS, то при торможении не должно быть сильной вибрации, ударов и толчков кузова. Сильная вибрация руля  признак изношенности ходовой части и погнутых дисков. Подвеска не должна издавать дребезжания, стуков, гудящих звуков, наличие которых, признак износа резиновых втулок стабилизаторов, неисправность шарниров подвески.

И последнее подвеска.

При заблокированном руле колёса не должны иметь люфта. Проверяется этот момент при поднятии автомобиля или поочерёдном поднятии колёс на домкрат и раскачивании колёс в разные стороны. Наличие люфтов говорят о неисправности рулевого или элементов подвески. Колёсные диски должны быть без вмятин и трещин. Важна равномерность износа покрышек. Этот факт характеризует правильность геометрии кузова и подвески. Проверьте в каком состоянии амортизаторы: резко и сильно нажмите на крыло, машина не должна сильно раскачиваться. Посмотрите целостность отбойников и пыльников, наличие течи плохой признак.

Алексей расскажите, как определить неисправность коробки передач?

Рычаг должен «ходить» чётко и плавно, без применения силовых усилий и зажимов. Посторонние звуки, такие как хрусты или скрипы говорят о наличии неисправностей. Часто продавцы меняют набалдашники рычагов, на место 4-ступенчатой ставят 5-ступенчатую схему, важно проверить совпадение. 

При проверке АКПП установите ручку в положение «D», снимите «ручник»  авто должно остаться на месте без движения. При нажатии педали газа авто должно трогаться плавно без толчков. При удержании педали тормоза и одновременном сильном нажатии педали газа двигатель заглохнет. 

Удерживая педаль тормоза, переключите ручку поочерёдно по всем позициям, машина не должна резко дёргаться. Въедьте на подъём после остановки. Если автомобиль въезжает, только набрав 1,5 тысячи оборотов, то автоматическая система изношена и есть вероятность, что в будущем автомобиль не осилит подъём. При остановке на спуске в положении рычага «Р» автомобиль должен остаться на месте.

Состояние салона, может быть не первое по важности, но также требует внимания. Какими критериями следует пользоваться, чтобы выявить недостатки в салоне?

Посмотрите в каком состоянии приборная панель. Признаком ремонтных работ будут трещины, сколы, разность зазоров между деталями. В этом случае лучше уточнить причину этого. 
Все опции должны работать – привод зеркал, подогрев сидений и стёкол и прочее. Проверьте все рычаги и кнопки, все должно функционировать. Проверьте обшивку крыши и дверей на предмет влажности и прочности крепления. Влажность в салоне может свидетельствовать о том, что автомобиль горел или тонул. Все сиденья должны складываться и регулироваться.


Оценка состояния автомобиля – ответственное дело, поэтому попросите помощи у опытных знакомых или грамотного специалиста. Если сомневаетесь в своих знаниях, то лучше обратиться к профессионалам.

Именно такие спецы всегда к вашим услугам в Автоцентре «Мандарин».
Великий Новгород, улица Северная, 2
Телефон (8162)500-525
www.mandarincentr.ru

Фото предоставлены автоцентром «Мандарин» и из открытых источников.